|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визит дамы
В ГМИИ привезли американского Сезанна. В обмен на нашего Рембрандта
Вчера в ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка «Портрет мадам Сезанн в голубом», написанного, соответственно, ее супругом Полем Сезанном. Картину привезли из Музея изящных искусств в Хьюстоне, штат Техас, с которым недавно Пушкинский музей подписал долгосрочный договор о дружбе и сотрудничестве. В обмен на Сезанна ГМИИ отправил в Хьюстон собственный «Портрет старушки» Рембрандта.
Подобные выставки одной картины, выставки-обмены -- регулярная музейная практика как на Западе, так и в России. У нас ее начал Эрмитаж, ГМИИ подключился очень удачно (еще памятны недавние показы импортных Тициана и Вермера). В данном же случае более всего любопытна обменная пара -- Сезанн и Рембрандт: а равноценный ли обмен? С эстетической точки зрения, кто лучше -- сказать невозможно: тут уж кому что нравится. С коммерческой точки зрения, Пушкинский даже в выигрыше: как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» эксперты ГМИИ, страховочная стоимость Сезанна значительно выше, чем Рембрандта. Обмен важен и как пропагандистский жест. В Москве очень мало известно о хьюстонском музее и его коллекции, в Техасе о ГМИИ знают еще меньше. Вот и познакомились.
Другое дело, почему и зачем именно Сезанн. Казалось бы: картин Сезанна в ГМИИ достаточно, а кому мало, можно съездить в Эрмитаж. Два года назад опять же в Эрмитаже и ГМИИ прошла огромная выставка «Сезанн и русский авангард». Так что Сезанном нас если не перекормили, то уж насытили точно. Могли бы привезти из Хьюстона то, что в Москве мало кто видел, -- картину одного из мастеров американского абстрактного экспрессионизма, например, Поллока. Впрочем, на подобное замечание вашего корреспондента высокопоставленный сотрудник ГМИИ ответила, что привози не привози, а в России Поллока все равно не поймут, нам что-нибудь пореалистичней. И правда. Сезанн, пожалуй, это предел «абстракцизма», приемлемого русской душой. Сезанна часто называют отцом абстрактного искусства. В своей живописи он геометризировал и разлагал на фрагменты видимые объекты природы (пейзажа, натюрморта, человеческого тела), но -- чуть-чуть. Его искусство, конечно, аналитическое, но с достаточной долей реализма. Так что пусть будет Сезанн.
Что до «Портрета мадам Сезанн в голубом», то эта картина относится к тому разряду шедевров, про которые можно говорить или исключительно с восторженной интонацией любителя прекрасного («Посмотрите, какой мазок!»), или в академической манере искусствоведа. Впрочем, можно поговорить и о нелегкой судьбе жены Артиста (какой-то грустный у нее взгляд), тем более что в ГМИИ портрет мадам Сезанн повесили прямо напротив автопортрета ее мужа.
Николай МОЛОК