|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстан - территория любви ТНК
Орский нефтеперерабатывающий завод, входящий в состав ОНАКО, отказался принимать на переработку казахстанскую нефть. Некоторые аналитики связывают это с возможным намерением ТНК (контролирующей ОНАКО) упрочить свои позиции на казахстанском рынке.
Компания «Актобемунайгаз» поставляла сырье на Орский НПЗ по так называемой схеме замещения: казахстанская нефть по трубопроводу транспортировалась в Орск, а нефть ОНАКО -- в магистральные нефтепроводы «Транснефти», далее в Новороссийский порт и оттуда -- либо снова в Казахстан, либо на экспорт. Таким образом, говорит аналитик ИБГ «НИКойл» Геннадий Красовский, казахи за счет более низких российских тарифов экономили на транспортировке.
После того как в Новороссийске из-за непогоды в декабре-январе прекращалась отгрузка, «Транснефть» была вынуждена закачивать эту нефть в хранилища, которые в итоге оказались переполненными. Покупателей внутри России «Актобемунайгаз» найти не смог.
По словам представителя ТНК, оренбуржцы несколько раз предупреждали казахов, что «Транснефть» не резиновая», и прием нефти на Орский НПЗ будет прекращен. Тем не менее никакой реакции со стороны «Актобемунайгаза» не последовало, и российская компания была вынуждена перекрыть задвижку.
Из-за этого в некоторых районах Актюбинской области в первые дни февраля сложилась чрезвычайная ситуация: была остановлена добыча на 95 скважинах, а так как местные электростанции работают на попутном нефтяном газе, то временно остановились и они. Впрочем, кризис удалось быстро локализовать -- были задействованы резервные запасы газа, а нефть стали возить цистернами (задорого) на другие НПЗ Казахстана.
Обе стороны поспешили заявить, что ситуация сложилась по техническим причинам и в ближайшее время будет найдено ее разрешение. Тем не менее аналитики сомневаются в искренности этих заявлений. Сомнения основаны прежде всего на истории создания «Актобемунайгаза»». Несколько лет назад 60% компании были переданы в доверительное управление Китайской национальной нефтяной корпорации, а она в свою очередь должна была построить нефтепровод из Казахстана в Китай. Однако спустя некоторое время выяснилось, что заполнить трубу нефтью из месторождений «Актобемунайгаза» невозможно -- ее не хватит.
Скорее всего, полагает Красовский, другой акционер компании -- Access Industries Inc., владеющий 25,12% акций «Актобемунайгаза», а также являющийся акционером ТНК, -- решил увеличить свою долю в казахстанском предприятии. Для ТНК, по его мнению, сейчас выгодна экспансия в Казахстан, ведь помимо расширения рынка появится возможность экспортировать миллион тонн нефти, а «за это есть смысл бороться».
После того как Орский НПЗ перестал принимать нефть «Актобемунайгаза», у казахстанского предприятия резко выросли затраты из-за железнодорожных перевозок. Кроме того, местная власть наверняка недовольна тем, что приходится сжигать резервный газ, который закупается в Туркмении по цене в два раза дороже попутного газа нефтяников. Эти обстоятельства могут заставить казахстанскую сторону пойти на уменьшение доли китайской корпорации в «Актобемунайгазе», полагает Красовский, и «предоставить преференции ТНК».
В ближайшие дни казахстанская делегация, в состав которой входят представители «Актобемунайгаза» и акимата (администрации) Актюбинской области, проведет в Москве переговоры с руководством ТНК.
Николай ГОРЕЛОВ