|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вдоль и поперек
Как перелетать Россию?
Владимир Путин вчера беседовал с министром транспорта Сергеем Франком о полетах через Северный полюс. Министр был вызван в Кремль для доклада о стратегических перспективах своей отрасли. Среди прочего он рассказал президенту, что с 1 февраля Россия открыла четыре воздушные трассы, пересекающие Сибирь с севера на юг. По этим трассам можно долететь из Юго-Восточной Азии до Арктики, а затем, перескочив Северный полюс, оказаться в Америке. Пресс-секретарь президента Алексей Громов после встречи разъяснил журналистам, что Россия предлагает мировому сообществу новый воздушный путь, который будет короче и экономичнее, чем традиционный маршрут американо-азиатских сообщений через Тихий океан. Авиакомпания «Аэрофлот» вчера же выразила мнение, что для России было бы выгоднее оставить короткий полярный маршрут закрытым.
По кроссполярному коридору, как ожидается, полетят иностранные (американские и азиатские) самолеты, и на российской территории они будут садиться только в чрезвычайных случаях. Большой активности отечественных авиаторов на этом маршруте в обозримом будущем не предвидится. Тем не менее и Россия сможет заработать за счет навигационного сопровождения пролетающих над ней иностранцев.
Первый заместитель министра транспорта России, руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России Александр Нерадько сказал вчера Интерфаксу, что в ближайшие 10 лет Россия сможет получить таким образом около 180 млн долл. Специалисты ГСГА исходят из того, что сейчас между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией совершается до тысячи рейсов в сутки через Тихий океан. К 2010 году 10--15% этих рейсов могут перейти на кроссполярные маршруты, которые дают экономию трех-четырех часов полетного времени и соответствующего количества топлива. Заявки на регулярные полеты по кроссполярным трассам в ГСГА уже представили американские компании United Airlines, осуществляющая рейсы из Чикаго в Гонконг, и Northwest Airlines, выполняющая полеты из Детройта в Пекин и Шанхай, а также китайская Cathay Pasific Airways (Канада -- Гонконг). Среди кандидатов «второй очереди», которые только присматриваются к маршруту, -- еще несколько американских и японских авиакомпаний.
Между тем этот интерес иностранцев к российскому Заполярью совсем не радует крупнейшую отечественную авиакомпанию «Аэрофлот». Начальник департамента управления сетью маршрутов «Аэрофлота» Александр Канищев пессимистично заявил Интерфаксу: «Открытие кроссполярных трасс снизит доходы «Аэрофлота», ничего не принесет другим российским авиакомпаниям, позволит немного заработать службе организации движения». Г-н Канищев не смог удовлетворить просьбу газеты «Время новостей» и представить расчет возможных потерь. Тем не менее, с какой стороны кроссполярный маршрут угрожает бюджету «Аэрофлота», нетрудно догадаться. Новая трасса в буквальном смысле идет поперек одного из важных источников благосостояния компании.
ОАО «Аэрофлот» унаследовало от одноименного госпредприятия советских времен право на получение так называемых компенсаций за пролет по транссибирскому маршруту (то есть «вдоль» России, с запада на восток, из Западной Европы в Азию). Формально иностранные авиакомпании платят эти деньги за то, что они как бы отвлекают на свои беспосадочные рейсы пассажиров, которые могли бы воспользоваться и услугами «Аэрофлота». Фактически это плата за саму возможность пересекать российское воздушное пространство. Эти «компенсации» -- предмет острой зависти других российских авиакомпаний. Поэтому точную их сумму «Аэрофлот» всегда держал в глубоком секрете. Но по неофициальным данным, эти выплаты составляют от 230 до 300 млн долл. в год. То есть в полтора раза больше, чем ГСГА собирается выручить на кроссполярных маршрутах за целое десятилетие.
Открытие альтернативного пути «поперек» российской территории (с севера на юг) обязательно уменьшит активность иностранных авиаторов на трассах «вдоль» Руси. Конечно, совсем транссибирский маршрут не заглохнет. Большая часть нынешнего пассажиропотока как текла из Европы в Азию, так и будет течь дальше. Но транзитные пассажиры, направляющиеся в Америку, перейдут на кроссполярный маршрут. Неприятная для «Аэрофлота» деталь: никаких выплат ему в проекте обустройства новой трассы не предусмотрено.
Михаил КУКУШКИН