|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доля Грефа
Его ведомство будет курировать СРП
Герман Греф дожал Михаила Касьянова. Вчера премьер подписал положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации СРП. В соответствии с этим документом ведомство г-на Грефа становится главным по разделу продукции. Именно Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) отныне будет рекомендовать, какие месторождения разрабатывать на условиях production sharing, готовить условия проведения конкурсов по заключению СРП или заключать, что конкурс по конкретному участку недр можно и вовсе не проводить, организовывать экспертизу ТЭО по проектам, готовить договоры о распределении государственной доли продукции и т.д. Правда, главные функции, как-то: заключение, изменение и расторжение СРП, определение порядка использования госдоли, назначение представителей в управляющих комитетах -- остаются за самим правительством. Но готовить все эти вопросы будет министерство Германа Грефа. А, как известно, кто готовит, тот и снимает пенки.
Другие ведомства, в частности Минэнерго, тоже по-прежнему будут заниматься СРП. Но для тех, кто хорошо владеет непростым языком чиновничьих бумаг, из положения абсолютно ясно, что это ведомство, как и прочие, будет на вторых-третьих ролях.
В том, что г-н Греф стал главным куратором СРП, нет ничего неожиданного. Наоборот, ожидание затянулось. После летнего визита Владимира Путина на Сахалин и его пламенной речи о важности СРП для российской экономики начались разговоры, что именно главный реформатор касьяновского кабинета Герман Греф, отвечающий почти за все значимое и важное, должен и продукцию делить. Но хотя предварительное решение правительства было принято еще в конце августа, окончательного одобрения министерству пришлось ждать почти полгода. И, как уверяют белодомовские источники, положение не было бы подписано и до сих пор, если бы не прямой наказ со стороны президента. Премьеру дали понять, что такое перспективное с инвестиционной точки зрения направление не может дольше оставаться без присмотра. Поскольку выбирать приходилось между МЭРТ и Минэнерго (это ведомство все этим месяцы тоже билось за контроль над СРП), г-н Касьянов, поставленный перед необходимостью выбора, выбрал меньшее, по его мнению, из двух зол. Утешаться он может тем, что после скорой реорганизации правительства все можно будет переиграть.
Г-н Греф, как уверяют осведомленные источники в МЭРТ, что делать с новым для себя направлением, придумал давно. Он хочет провести схему, при которой соглашения от имени государства будет готовить госкомпания, конечно под чутким контролем МЭРТ. В качестве такой компании называют «Роснефть». Мотивация г-на Грефа проста: специалисты «Роснефти» более профессиональны, чем министерские чиновники, и подготовленные компанией соглашения будут качественнее. В тех же проектах, где «Роснефть» сама будет выступать в качестве участника, контрагентом правительства будет «Зарубежнефть». По схеме г-на Грефа, компания, как и государство, будет подписывать заключаемые СРП.
Поскольку в законе об СРП предусмотрено, что соглашение подписывают правительство и исполнительный орган региона, в котором находится участок недр, попытка внедрения подобного новшества наверняка вызовет сопротивление в Думе. Не исключено, что недовольство части депутатов будет организовано нефтяными компаниями, которым вряд ли понравятся эксклюзивные права Роснефти.
Впрочем, учитывая, как долго все в России запрягают, можно предположить, что планам г-на Грефа не суждено реализоваться -- его нововведения погрязнут в межведомственных склоках. И потому инвесторам, давно мечтающим о том, чтобы в делах СРП воцарилось единоначалие (особенно мечтают иностранные компании), постановлению г-на Касьянова радоваться рано. Вне зависимости от того, что на самом деле планирует Герман Греф.
Наталья ОЛЕНИЧ