Время новостей
     N°21, 07 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.02.2001
Долговая ловушка
«Скорее всего нынешний раунд переговоров с миссией МВФ закончится ничем», -- так говорят правительственные эксперты. Хотя они и утверждают, что сохраняется надежда на то, что удастся изменить тот настрой миссии, с которым она приехала в Москву, а именно -- «сейчас России помогать не нужно». «Помогать, может быть, и не нужно, -- сказал в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» высокопоставленный сотрудник Белого дома, -- но вот уменьшить оптимизм в отношении нашего платежного баланса, пожалуй, было бы правильно».

Последнее время в Белом доме в моде пессимистические оценки: «девальвационный эффект» исчерпал себя, инвестиции снизились, дополнительные доходы, по оценкам независимых экспертов, за год могут составить 60--80 млрд рублей (причем Минфин среди прочих выступил довольно оптимистично, назвав цифру 100 млрд). Бурный экономический рост закончился: «мы вышли на плато», поясняют правительственные чиновники.

Печальную картину дополняют размышления членов кабинета на тему: откуда, собственно, брать деньги, чтобы заплатить Парижскому клубу. Возможностей, считают в Белом доме, есть четыре. Первая -- внести поправки в бюджет и изменить схему распределения допдоходов. При этом уверенности, что Дума захочет согласиться с этим предложением кабинета, нет никакой: 35 млрд рублей, которые должны поступить дополнительно, уже расписаны всевозможными парламентскими лоббистами. Вторая возможность заплатить -- реанимировать приватизацию. Очевидно, что быстро это сделать нельзя, хотя бы из-за той же Думы, блокировавшей продажу госимущества. Третья возможность -- внутренние заимствования. По оценкам экспертов правительства, без ущерба для экономики страны за счет таких заимствований можно получить около 1 млрд долларов. Четвертая возможность -- взять кредит у Центробанка. Как уверяют в правительстве, МВФ намекает, что так можно было бы поступить. Однако это противоречит всей предыдущей логике поведения кабинета министров, в том числе и договоренностям с МВФ. Остается, по слухам, и еще одна возможность заплатить долги, о которой в правительстве стараются не очень распространяться, -- это остатки от доходов прошлого года. Но «частично они расписаны, а в свободном остатке -- несущественная сумма» -- таков ответ Минфина.

Несмотря на безрадостные прогнозы, члены кабинета министров, видимо, более не ждут ни от кого помощи. И в первую очередь, политической помощи от российского президента. Г-н Путин долгое время не считал нужным внятно и публично выразить свою позицию по долгам, предоставив правительству мучиться самому. Правда, лидерам G-7 шли извещения о том, что в 2001 году в России складывается очень сложная фискальная ситуация. Но позиция г-на Путина выглядит здесь чрезвычайно формальной: мол, сообщение послано, мое дело -- сторона. В этой диспозиции г-ну Касьянову как премьеру, вероятно, выгоднее всего было бы отдаться на волю волн, не сопротивляться идущему процессу, не ломиться в закрытую дверь МВФ, а наскрести по сусекам и заплатить. С точки зрения PR, лучшего не придумаешь. Тем более что даже в окружении премьера признают, что сегодня из-за внутренней разноголосицы и скандалов на тему долгов любая позиция России и, соответственно, г-на Касьянова на каких-либо переговорах будет проигрышной.

Вера КУЗНЕЦОВА