|
|
N°20, 06 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстанский след Mobil
Что стоит за отставкой американского нефтяника
В конце прошлой недели в Америке было объявлено об отставке вице-президента и директора крупнейшей в мире нефтяной кампании Exxon-Mobil Лучио Ното. Г-ну Ното, бывшему президенту компании Mobil, принадлежит одна из ключевых ролей в завершившемся в прошлом году слиянии Exxon и Mobil. Рекордная сделка по приобретению Mobil обошлась Exxon в 81 млрд долларов.
Причины отставки г-на Ното не указываются в официальном сообщении. Сам отставник не считает свой уход сюрпризом: «Это не шоковая новость, это не какая-либо ссора или столкновение интересов, я выполняю планы, разработанные мною и президентом Exxon-Mobil Ли Реймондом еще в 1998 году, когда мы впервые заговорили о слиянии». Однако некоторые обстоятельства ухода Лучио Ното кажутся необычными. Отставка столь высокопоставленного менеджера обычно сопровождается сохранением за ним поста члена правления компании. В данном случае этого не произошло.
Осведомленные источники в Вашингтоне предполагают, что отставка вице-президента Exxon-Mobil может быть связана с расследованиями налоговой службы и министерства юстиции США, в центре которых оказалось бывшее руководство Mobil. Как утверждает The Wall Street Journal, налоговая служба заподозрила, что Mobil осуществляла поставки казахстанской нефти в Иран в обмен на нефть из этой страны. Это так называемые операции по схеме замещения (swap), весьма распространенные в регионах, не имеющих прямого доступа на мировые рынки для экспорта своей нефти. Сделки с Тегераном являются нарушением американского торгового эмбарго, наложенного на эту страну.
Министерство юстиции одновременно расследует скандальное «дело Гиффена», чаще именуемое «Казахгейт». Американский бизнесмен Джеймс Гиффен, с начала 90-х годов являвшийся советником президента Нурсултана Назарбаева, подозревается в том, что с его помощью на зарубежные банковские счета руководителей Казахстана переводились многомиллионные суммы, которые американские нефтяные компании Amoco, Philips Petroleum и Mobil выплачивали казахстанскому правительству за право участия в освоении нефтяных месторождений. Руководство Mobil сотрудничает с американской юстицией, и возможно, ему удастся доказать свою непричастность к обвинениям в коррупции.
Тем не менее нельзя исключить, что отставка бывшего президента Mobil как-то связана с этими расследованиями. Ведь, по сведениям прессы, Лучио Ното и Джеймса Гиффена связывают деловые отношения, благодаря которым 25 сентября 1995 года на Багамских островах и состоялось личное знакомство президента Mobil с Нурсултаном Назарбаевым. А сами Багамы, наравне с Вирджинскими островами, стали теми офшорами, через которые и проводились подозрительные «казахстанские» транзакции.
Аркадий ДУБНОВ