|
|
N°20, 06 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слева направо
Партия «Ликуд» возвращается к власти в Израиле
Сегодня в Израиле проходят досрочные выборы премьера. И хотя, если верить опросам, имя будущего главы правительства уже известно -- это лидер партии «Ликуд», 72-летний Ариэль Шарон, -- его соперник Эхуд Барак продолжает надеяться на чудо. Сторонники левых ждут его от двух групп населения -- русскоязычных избирателей и арабской общины. Именно они два года назад привели Барака к власти.
Правда, сейчас самые влиятельные русскоязычные лидеры, Авидор Либерман и Натан Щаранский (он, кстати, переметнулся из стана Барака), поддерживают Шарона. Из заметных «русских» с Бараком остались только Роман Бронфман и Яков Кедми, бывший глава бюро по связям с евреями НАТИВ. «Чисто организационные моменты, правильная организация выборов, например, умение вовремя подвезти пенсионеров и инвалидов на участки в день выборов на машинах и автобусах, обычно добавляют еще 5%», -- говорит г-н Кедми, давний, еще с армейских времен, друг и Барака, и Шарона. Он выбрал Барака, оценив его усилия по продвижению мирного процесса с арабами. В коалиции Шарона Якова Кедми, как и многих других «русских», пугает религиозная партия ШАС, задача которой -- превратить Израиль в религиозное государство, нечто вроде Ирана, только не мусульманское, а иудейское. Сторонники Барака надеются, что ортодоксы отпугнут от Шарона светски настроенных избирателей.
Левые ненавязчиво напоминают о возрасте Шарона (он старше соперника на 13 лет) и о том, что именно Барак вывел израильские войска из Южного Ливана, прекратив бессмысленные жертвы среди солдат, а Шарон, наоборот, ввел их туда 19 лет назад. В окружении Барака вашему корреспонденту также сообщили, что в выборах в Израиле, и скорее всего в пользу левых, хотел поучаствовать находящийся под домашним арестом в Испании Владимир Гусинский, но не получил разрешения от испанских властей. При этом люди Барака утверждают, что дело Гусинского, «которого Барак защищал как гражданина Израиля», никак не влияло на хорошие отношения израильского премьера и российского президента Путина.
Поведение русскоязычных избирателей несколько беспокоит правых. «Да, опросы показывают, что большая часть русских отдаст голоса за нас. Но кто его знает, как будет на самом деле? Русские -- странные люди. На опросах они часто врут, наверное, советская привычка», -- говорит один из активистов предвыборного штаба Ариэля Шарона. Поэтому штаб правых прилагал особые усилия для того, чтобы получше «преподнести» русским бравого генерала Шарона. Отец Ариэля родом из Бреста, мать -- из местечка под Могилевом, потом они жили в Грузии. И хотя сам Арик родился в 1928 году уже в Палестине, он помнит русский язык, может сказать пару фраз. А если неправильно переведут на иврит, то он поправит переводчика, мило улыбнувшись. «Он любит русскую музыку, и сегодня за него агитирует не кто-нибудь, а композитор Владимир Шаинский!» -- с гордостью говорят в избирательном штабе.
В предвыборной борьбе активно используются и другие выигрышные моменты биографии кандидата. На днях у него родились двое внуков-близнецов, и теперь он уже четырежды дедушка. Как раз сегодня, в день выборов, он должен присутствовать на «Брит-Мила» -- обряде обрезания мальчиков. Не забыли политтехнологи и личную драму генерала. Он потерял одного из трех сыновей. Мальчик нашел в доме оружие и стал жертвой случайного выстрела. Незадолго до этого в автокатастрофе погибла жена Шарона. Он женился на ее младшей сестре, но недавно и она умерла от рака.
Еще в штабе Шарона любят анекдоты про Барака. Вот один из услышанных мною. В нем обыгрываются наполеоновские амбиции Барака и его, как считают израильтяне, внешняя схожесть с французским императором:
-- Русский еврей в кондитерской выбирает торт. Это «Фруктовый», это «Полет», это «Наполеон»... О, а что это за новый торт -- «Барак»? Продавец отвечает: «Да это тот же «Наполеон», только без яиц»...
Я была свидетелем телефонного разговора одного из шароновских активистов со своей матерью. Престарелая дама очень волновалась за своего давно взрослого сына:
-- Марик, возвращайся скорее домой, уже поздно, на улицах очень опасно. По телевизору сказали, что кругом стреляют.
-- Мама, стреляют возле поселений, а я в Иерусалиме.
-- А землетрясение, а оружие с урановым ядом? Марик, давай скорее домой, я нервничаю.
-- Мама, землетрясение в Индии, а про уран палестинцы говорят, что это мы по ним ураном стреляем, а вообще-то это в Югославии.
-- Марик, не спорь с матерью. Я тебе скажу совсем ужасную новость. Я своими глазами видела: по всему городу с плакатов улыбается Барак. Это так ужасно, Марик, где твой Шарон? Давай скорее домой, кругом так опасно...
Если за голоса русских идет ожесточенная борьба, то за голоса израильских арабов левым приходится сражаться не с «Ликудом», а с самими собой. В 1999 году 76% из 554 тысяч арабских избирателей участвовали в выборах, и около 350 тысяч из них (95%) проголосовали за Барака. Сегодня он от силы получит 50 тысяч арабских голосов. Правда, кое-кто из арабов говорит, что определится в последний момент. Это-то и пугает правых. Ведь израильские арабы -- это 12,3% электората, и их голоса могут определить исход предвыборной гонки.
«Раньше мы всегда голосовали за левых, по крайней мере большинство из нас, -- говорит депутат израильского парламента от «Арабского движения за реформы» Ахмад Тиби. -- Теперь часть из нас либо просто останется дома, либо опустит в урны пустые бюллетени. Во время интифады (палестинского восстания, спровоцированного 28 сентября прошлого года походом Ариэля Шарона на Храмовую гору в Иерусалиме, где находятся святыни мусульман и иудеев. -- Ред.) Барак совершил много ошибок. Солдаты обстреляли демонстрации израильских арабов в поддержку интифады. Погибли 13 человек, граждан Израиля. Мы хотим наказать за это Барака».
Палестинка Диана имеет израильское гражданство. Она из тех арабов, которых называют израильскими и считают почти своими. Это те, кто остался жить на территориях, занятых Израилем в 1948 году, адаптировался, выучил иврит, даже пошел служить в израильскую армию.
Муж Дианы не принадлежит к числу «своих арабов», он не гражданин Израиля. Он палестинец с земель, захваченных Израилем в 1967 году, поэтому Диана вместе с мужем живет на «территориях», так израильтяне обозначают места, подконтрольные Палестинской автономии. «Наши земли были захвачены в 1948-м, и у меня есть израильское гражданство. Земли моего мужа захвачены в 1967-м, и у него нет гражданства Израиля. Вот и вся разница. Но мы оба -- палестинцы», -- говорит Диана. Она не хочет воспользоваться своим правом на участие в выборах. По ее словам, многие израильские арабы два года назад голосовали за левых, считая их более миролюбивыми. На этот раз они собираются бойкотировать выборы. За Шарона, в котором видят врага арабов, они не могут голосовать в принципе. А Барак обманул их ожидания. Больше кандидатур нет. Ахмад Тиби хотел в качестве альтернативы выдвинуть собственную кандидатуру, но не смог заручиться необходимой поддержкой 10 членов кнессета. Впрочем, даже земляки считают его слабым лидером, и мало кто отдал бы ему свой голос. «Да и разве может в Израиле победить араб?» -- спрашивает Диана.
Елена СУПОНИНА, Тель-Авив--Иерусалим--Рамалла