|
|
N°20, 06 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Особенности ингушской демократии
Высшим органом представительной власти республики станет съезд народа
Радикальнее всего процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным пошел в Ингушетии. Уже готовы поправки в республиканскую конституцию, которые вскоре должен принять парламент. «Сама жизнь потребовала изменения конституции», -- прокомментировал корреспонденту газеты «Время новостей» оживление законотворческого процесса в республике ингушский президент Руслан Аушев. По его словам, это необходимо, так как «принято много новых республиканских и федеральных законов». В основном законе Ингушетии, кроме того, появятся новые статьи -- после того как 15 апреля их одобрит республиканский референдум.
Нововведения касаются преимущественно судебной реформы: в Ингушетии создаются конституционный суд и институт мировых судей. Главное же дополнение конституции -- провозглашение высшим представительным органом съезда ингушского народа, который должен собираться не реже одного раза в год (до сих пор он собирался раз в четыре года). На правах коллективных членов в съезд войдут парламент и правительство республики, а возглавит его президент Ингушетии. Кроме того, на съезд по специальным квотам будут избираться представители от населенных пунктов, общественных и религиозных организаций. Именно съезд призван, по словам г-на Аушева, решать важнейшие вопросы: выборы президента, территориальное обустройство. К съезду же глава республики будет обращаться со своим ежегодным посланием.
Идею закрепления в республиканской конституции съезда народа как высшего органа представительной власти горячо поддержал председатель независимой комиссии по соблюдению прав человека на Северном Кавказе Павел Крашенинников. «Это мудрое решение, -- сказал он корреспонденту газеты «Время новостей». -- В какой-то мере идея Руслана Аушева согласуется с нашим предложением о создании госсовета в Чечне, куда входили бы представители крупных тейпов. На Кавказе нужен орган, где совещались бы представители территорий, родов, тейпов. Думаю, что съезд будет неполным, если на нем не будет представлено русскоязычное население республики».
Российскому законодательству, считает г-н Крашенинников, объявление съезда ингушского народа высшим органом власти противоречить не будет, если, конечно, сохранятся действующие ветви власти -- парламент, президент, судебная система. Он отмел все ассоциации с пленумами ЦК КПСС или съездами советов. «Одни и те же инструменты можно использовать по-разному, -- сказал г-н Крашенинников. -- В данном случае, я думаю, съезды будут проводиться для выяснения мнения авторитетных людей, а не для того, чтобы раздавать директивы».
Теперь, по мнению ингушского президента, никаких противоречий в республиканском и федеральном законодательстве нет. «В конституции все нормально, подчищено, что и требовалось», -- сказал г-н Аушев. Однако ключевые положения ингушской конституции остались незыблемыми. Такие, как, например, статья о том, что «возвращение незаконно отторгнутых от территории Республики Ингушетии земель -- важнейшая задача правительства». По-прежнему конституционно закреплено положение о семейных и брачных отношениях, которые «строятся на основании традиций и обычаев ингушского народа» (включая и многоженство). Осталась в конституции и статья о том, что президент избирается на два срока по четыре года. Но со ссылкой на недавно принятые Федеральным Собранием поправки к закону «Об общих принципах организации... власти субъектов РФ», согласно которым отсчет времени пребывания регионального лидера у власти отсчитывается с 1999 года. «Теперь, по новому закону, я могу еще восемь лет править, -- смеется ингушский президент, -- а если считать год, оставшийся до выборов, то и все девять лет». Кстати, г-н Аушев, по его словам, намерен вновь баллотироваться в президенты республики, и согласно федеральному закону и новой ингушской конституции имеет на это полное право.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Светлана МИХАЙЛОВА