Время новостей
     N°20, 06 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2001
Глас чеченского народа
Администрация Чечни подводит итоги первого после окончания активной фазы боевых действий в республике опроса населения. Помощниками Ахмада Кадырова были опрошены около 400 жителей, правда, никакой специальной выборки не делалось -- организаторы просто работали с прохожими, которые добровольно и анонимно соглашались ответить на вопросы, -- на базарах, стоянках транспорта, в школах. Ясно, что, по социологическим меркам, это «вольное» исследование ни в коей мере не может претендовать на репрезентативность. Это скорее документальная зарисовка, по которой можно хоть как-то представить, что же на самом деле происходит с теми сотнями тысяч мирных граждан, которые в подвалах и лагерях беженцев пережили уже две войны.

Собственно, каких-либо неожиданностей этот опрос не выявил. Он скорее лишь детализировал то, о чем постоянно говорят представители республиканской администрации. В частности, о «закритической» социальной ситуации в Чечне, где 8% оставшихся жителей заявляют, что не имеют дохода вообще. У пятой части опрошенных зафиксирован месячный семейный доход в размере от 500 до 1000 рублей (при том, что традиционно в чеченских семьях от трех до шести человек). Впрочем, были и такие, кто признался, что семья живет на 6--10 тысяч в месяц. Особо можно отметить, что при этом меньше трети опрошенных, оценивая свой нынешний социальный статус, выбрали определение «нищий» или «бедный», -- возможно, потому, что чеченские традиции не приветствуют публичные жалобы и самобичевание. Ведь в то же время 70% ответивших признались, что медицинское обслуживание для них просто недоступно.

Кстати, меньше всего жалоб поступило от тех, кто борется за выживание самостоятельно, не надеясь на какую либо помощь со стороны властей: таксистов, торговцев продуктами, одеждой, бензином. Половина же работающих жителей Чечни жалуется на невыплату или низкий размер зарплаты. Отсутствие возможности для достойного заработка называлось и в качестве одной из причин безработицы, наряду с тяжелыми семейными обстоятельствами и проблемами со здоровьем. Впрочем, в одной из анкет 20-летняя девушка-чеченка написала: «Не для работы рождена».

И все же, несмотря на очевидные сложности, меньше половины мирных жителей Чечни, переживших войну, хотели бы навсегда или на время уехать подальше из республики. Приблизительно столько же -- около 40% -- твердо намерены остаться и строить здесь свое будущее. «Я вполне уверенная в себе женщина, несмотря ни на что», -- написала на полях своей анкеты 32-летняя медработник из Грозного с нулевым доходом на семью из 5 человек.

Лучшее, безусловно, связывают с окончанием войны, добиваться которого предлагают выводом войск и мирными переговорами с боевиками. Гораздо более противоречиво простые чеченцы отзываются о людях, которые могли бы переломить ход событий в республике. В списках политических деятелей, принесших больше всего пользы и больше всего вреда чеченскому народу, упоминаются одни и те же фамилии -- от покойного генерала Дудаева и бывшего президента Ельцина до ныне возглавляющего республику Ахмада Кадырова и Владимира Путина. В то же время заметно, что все опрошенные больше склонны доверять политикам, имеющим сегодня опосредованное отношение к Чечне. В частности, судя по анкетам, надежды на лучшее связываются никак не с Кадыровым, а с депутатом Госдумы от республики Асламбеком Аслахановым или даже Русланом Хасбулатовым. А почти 7% в своих анкетах и вовсе написали, что надеяться можно только на Аллаха.

Иван СУХОВ