|
|
N°19, 05 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В лоно семьи
Оппенгеймеры претендуют на полный контроль над De Beers
Корпорация De Beers может вернуться к своим истокам и снова стать частным предприятием семьи Оппенгеймер. На днях акционеры De Beers получили предложение о продаже всех своих акций по цене на 25% выше рыночной -- по 40 долл. за акцию. По оценке Financial Times, сумма сделки может достичь 16 млрд долл. Рынок отреагировал на это известие положительно: за один день акции De Beers выросли на 17% -- до 38 долл.
Предложение исходило от консорциума, объединяющего холдинговую компанию Оппенгеймеров Central Holdings Ltd (доля в консорциуме -- 45%), совместное предприятие между De Beers и правительством Ботсваны Debswana Diamond Company Ltd (10%) и крупнейшую в мире компанию по добыче металлов платиновой группы Anglo American Plc (45%). Все эти три структуры в той или иной степени находятся под контролем Оппенгеймеров, и все они находятся в родстве посредством, так сказать, перекрестного опыления. Например, De Beers имеет 35,4% Anglo American Plc, а Anglo American владеет 32,2% акций De Beers.
De Beers пока что ограничивается лаконичным «без комментариев», однако нам удалось узнать, что переговоры о покупке уже начались, что на следующей неделе ожидается оглашение новых подробностей и что для большинства сотрудников компании эта новость стала полнейшей неожиданностью. Точно так же отреагировали и западные аналитики -- они, мягко говоря, удивлены.
Общее мнение сводится к следующему: сделка запланирована для увеличения влияния семьи Оппенгеймеров на De Beers. Дело в том, что если все акции De Beers окажутся в руках триумвирата, то корпорация превратится в ЗАО (Ltd), ее бумаги больше не будут котироваться на биржах, и ее судьбой станут распоряжаться не нынешние акционеры, а, по сути, единолично семейство Оппенгеймеров.
Структура капиталов участников сделки позволяет сказать, что Debswana и Anglo American находятся под контролем Оппенгеймеров, а De Beers пока нет. «У них достаточно акций, но нет возможности принимать единоличные решения, -- сказал один из западных аналитиков корреспонденту газеты «Время новостей». -- Другие акционеры могут, единолично или объединившись, не то что блокировать решения Оппенгеймеров, но контролировать их. Теперь семья хочет получить больше ответственности и больше прав».
Если сделка состоится, то проходящая сейчас серьезная реструктуризация всего алмазного бизнеса De Beers пойдет как по маслу: компании не придется прислушиваться к мнению акционеров. И хотя ей придется взять на себя все финансовые риски, но и доходы останутся в ее и только ее распоряжении.
Один из западных специалистов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» сказал, что сделка скорее всего состоится. «Поставьте себя на место любого акционера, -- говорит наш собеседник. -- За последние три года курс акций De Beers сильно колебался, цена падала чуть ли не до 12 долл. Благодаря новой стратегии компании цена выросла вдвое по сравнению с тем, что было года два назад. А сейчас консорциум предлагает выкупить акции по цене на 25% выше рыночной».
Надо отметить, что сегодня эта разница уже не столь велика: после сообщения о возможной сделке акции поднялись до 38 долл. Очевидно, что рынок оценил новые возможности, которые получит глава корпорации Ники Оппенгеймер, окончательно прибрав De Beers к рукам, -- возможности более компактного и скоростного управления компанией. Это важно, поскольку одна из проблем De Beers -- множество менеджеров и уровней принятия решений, затягивающих процесс реструктуризации.
На слияния такого рода обычно уходит по нескольку лет. Поэтому начавшиеся в пятницу заседания рабочего комитета по выработке нового соглашения между российской алмазодобывающей компанией АЛРОСА и De Beers, надо надеяться, будут закончены до того, как акции De Beers перейдут в руки семьи.
«Не думаю, что слияние произойдет раньше 2002 года», -- говорит наш собеседник. Он полагает, что следующим шагом может стать создание нового гиганта, куда будут слиты все активы и покупателей, и De Beers. «Я не удивлюсь, если через несколько лет на фондовый рынок выскочит одна из крупнейших в мире компаний. Схема такая: слить три бизнеса, «вылечить» их, получив возможность принимать некоторые непопулярные у акционеров волевые решения, а затем выйти на рынок с акциями новой компании, которые будут стоить вдвое дороже, чем акции каждой в отдельности».
Есть и еще один нюанс. Сейчас антимонопольное законодательство США запрещает De Beers выходить со своей продукцией на чрезвычайно привлекательный и емкий алмазный рынок. Эксперты полагают, что в случае создания новой компании этот запрет потеряет свою силу.
Прошедшая в пятницу рабочая встреча по подготовке нового соглашения о торговле алмазами между Россией и De Beers выявила серьезные расхождения в позициях сторон. Как заявил вице-президент АЛРОСА Сергей Улин, "драматических расхождений нет, но есть довольно серьезные, которые нуждаются в дальнейшем изучении и обсуждении". Вместе с тем, отметил он, сейчас невозможно представить, как будет выглядеть итоговый документ: будет ли это торговый договор или рамочное соглашение о консультациях без оговоренных взаимных обязательств. De Beers рассчитывает заключить с Россией новое соглашение по торговле алмазами сроком на пять лет, при этом выражает готовность покупать все алмазы, экспортируемые из России. Г-н Улин сообщил, что следующая встреча рабочей группы по алмазному соглашению Россия -- De Beers состоится в конце апреля -- начале марта. ИНТЕРФАКС
Анастасия НАРЫШКИНА