|
|
N°19, 05 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лавочка закрывается
Крестьян хотят приучить отдавать долги
С этого года государство прекращает практику прямого и практически безвозмездного кредитования агропромышленного комплекса. До последнего времени аграрное лобби выбивало из правительства кредиты, по умолчанию являвшиеся невозвратными, фактически спонсорскими. Новая схема поддержки села уже опробована в ряде регионов в прошлом году. По этой модели кредиты селу предоставляют коммерческие банки из своих средств, а государство оплачивает им разницу между реальной рыночной и льготной процентной ставкой (7--9%), по которой банки финансируют село. Прошлогодний эксперимент удался -- банки прокредитовали сельхозпредприятия, государство компенсировало банкам разницу в процентных ставках, крестьяне собрали урожай и вернули кредиты.
Сама идея приучить аграриев нормально работать с кредитами безусловно справедлива. Отдача от «бесплатных денег» всегда была минимальной: часть из них разворовывалась, часть использовалась на нужды, не имеющие отношения к сельскому хозяйству, остальные «зарывались в землю».
Теперь хозяйству, чтобы получить деньги, надо сначала подготовить бизнес-проект, который банк согласится кредитовать, потом найти и предоставить залог, затем доказать в местной администрации право на получение льготного кредита.
Теоретически новая схема устраивает почти всех (кроме, пожалуй, аграрного лобби). Государство уменьшает затраты на содержание АПК и получает надежду на более эффективное использование ресурсов. Банки хотя и теряют доступ к распределению средств бюджетной поддержки села, получают возможность работать с АПК как с ответственным заемщиком. С региональных администраций снята ответственность за возвращение сельских кредитов, зато оставлены рычаги административного воздействия. Вероятно, эта, безусловно, нерыночная мера была предложена с тем, чтобы на первых порах обеспечить нововведению поддержку местных властей.
Однако реальная практика выглядит пока не столь вдохновляюще. Первая проблема -- медлительность правительства. Хотя в ряде регионов до начала полевых работ осталось меньше месяца, руководители Минсельхозпрода обеспокоены тем, что «лимиты на компенсацию процентных ставок еще не раскрыты». По оценкам министерства, если суммы, направляемые правительством на компенсацию льготных ставок, не будут названы в ближайшее время, страна потеряет до 15 млн тонн зерна будущего урожая.
В прошлогоднем эксперименте по новой схеме кредитовались в основном крепкие рентабельные хозяйства. Теперь же кредитовать надо и проблемные хозяйства, соответственно резко возрастает риск невозврата средств. В такой ситуации банки требуют от села ликвидные залоги. Поскольку на федеральном уровне эта проблема пока никак не решена, региональные власти изобретают собственные методики. В Ростовской области, например, придумали схему с участием перерабатывающих предприятий, включая экспортеров зерна и подсолнечника «Юг Руси» и «Ростов-Надежда». Было решено, что значительная часть льготных кредитов будет выдана не селянам, а крупным перерабатывающим предприятиям, которые в свою очередь и станут перераспределять деньги по конкретным хозяйствам. В отличие от крестьян у перерабатывающих предприятий достаточно ликвидных залогов.
Однако переработчики, как и банки, тоже не замечены в благотворительности. Взяв на себя ответственность за возврат кредитов, они фактически получают контроль над хозяйствами-заемщиками. Поскольку проблемным хозяйствам податься будет некуда, они станут брать льготные кредиты на тех условиях, которые им предложат переработчики. Например, продавать урожай кредитору по той цене, которую он назовет. Итогом этого, скорее всего, станет растущая финансовая зависимость проблемных хозяйств от переработчиков. Что, в общем-то, не так и плохо -- когда в конце концов сельхозземли будут пущены в легальный оборот, эти отношения формализуются, и переработчики смогут построить агропромышленные холдинги, о создании которых давно мечтают.
В связи с новой схемой возникает и еще одна проблема. Это, как выразился один банкир, «повышенная взяткоемкость». Система требует вовлечения в процесс не только московских чиновников (определяющих, допустим, круг банков-кредиторов), но теперь уже и местных. Хозяйство приходит в банк, там смотрят на его проект и говорят «может быть». После этого оно заключает договор с местными сельхозорганами о том, что попадает в программу льготного кредитования, причем визирует этот договор местная администрация. Надо ли объяснять, что может происходить в процессе подобного согласования. По словам одного из банкиров, давно работающего "на селе", у банка тоже "появляются проблемы с местными бюрократами". Вообще в процессе распределения денег участвует значительно большее количество чиновников, чем раньше. Что, по словам того же банкира, "увеличивает коррупционную составляющую".
Владимир ШПАК, Светлана ПЕТРОВА, Василий ВЕРБИН, Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону