|
|
N°19, 05 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чечня гарнизонного масштаба
Очевидно, что «антитеррористическая операция» в Чечне наложила отпечаток не только на тех военных, кто в ней непосредственно задействован, но и на части, расквартированные в тысячах километров от района боевых действий. Здесь солдаты не ходят в ночную разведку и не проводят сутки на блокпостах, однако отчетливо делят мир на своих и «чехов». Причем к последним относят не только этнических чеченцев, но и всех уроженцев Северного Кавказа.
Прокуроры Дальневосточного военного округа вынуждены признать: за последние месяцы в подразделениях участились убийства призывников с Северного Кавказа. Только в частях, поднадзорных прокуратуре Бикинского гарнизона (Хабаровский край), совершено три тяжких преступления на почве национальной неприязни. Причем почти каждое напоминает суд Линча. Так, десять солдат славян убили своего сослуживца рядового Вечедова. Дагестанца привязали к столбу и забили палками. В Белогорском гарнизоне пятеро русских организовали публичную казнь рядового Ахильгова. Солдаты, воспользовавшись тем, что один из них был дежурным по роте, вскрыли оружейную комнату, взяли два автомата с боекомплектом и, выследив жертву, расстреляли. Тяжело раненного аварца добивали топором. В третьем случае 18 русских солдат вооружившись палками и цепями, устроили сослуживцу-дагестанцу жестокие проводы на «дембель». В драке на вокзале кавказец был убит.
Все причастные к зверским убийствам задержаны и уже осуждены на срок от 3 до 10 лет. Однако гарантировать, что подобное больше не повторится, конечно же, невозможно. А о постоянных драках, которые, к счастью, обходятся без жертв, прокурорская статистика и вовсе умалчивает. Так же, как и об истинных причинах подобных конфликтов, -- военные склонны ссылаться на повсеместный рост криминала.
В то же время ситуация в частях округа в последние годы заметно изменилась. Именно в войска, дислоцированные на территории ДВО, стало поступать большое количество призывников с Северного Кавказа -- Генштаб предпочитает отправлять солдат подальше из беспокойного региона. В то же время командование кавказцам явно не доверяет -- их не призывают в пограничные или внутренние войска, направляя в строительные и общевойсковые подразделения. Именно там и образуются традиционные для южан землячества, которые тут же начинают борьбу за право доминировать в подразделении. «Такие группировки пытаются подчинить своему влиянию других, и нередко дело доходит до фактов издевательства, -- заявил начальник криминалистической группы ВП ДВО, подполковник юстиции Владислав Григоров. -- А командиры иногда не в состоянии справиться с ситуацией в части». Командиры в свою очередь «списывают» потери на дедовщину и на желание солдат разбирать конфликты исключительно своими силами, без привлечения офицеров.
Безусловно, прямой связи между войной в Чечне и увеличением этнических конфликтов в войсках ДВО не существует. Однако странно, что военные прокуроры и бывшие политработники не замечают изменений в поведении солдат-славян. Кавказские землячества существовали в частях и раньше, и противостоять им осмеливались разве что командиры. Сегодня же речь идет об объединении против кавказцев военнослужащих всех остальных национальностей. Что, по меньшей мере, чревато возможностью возникновения маленькой «Чечни» в пределах отдельно взятой части.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск