|
|
N°18, 02 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виктор Владимирович сердится
Глава ЦБ не собирается переделывать основные направления
Виктор Геращенко твердо решил поссориться с Думой. За несколько дней до истечения срока, данного депутатами банку для доработки «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 год», на имя Геннадия Селезнева поступило отказное письмо. На четырех страницах г-н Геращенко объясняет, что ЦБ не собирается перерабатывать не понравившийся парламентариям документ, не желая нарушать Конституцию, закон о ЦБ и думский регламент.
В конце декабря Дума, рассмотрев на заседании «Основные направления» дружно проголосовала за постановление, в котором вместо обычной формулы «принять к сведению», ЦБ рекомендовалось до 1 февраля доработать документ. Депутатов, в частности, интересует, какая денежно-кредитная политика будет проводиться в случае падения цен на основные виды российского экспорта и необходимости полностью платить Парижскому клубу, если не удастся договориться о реструктуризации долга. Кроме того, депутаты попросили представить методики, на основании которых рассчитывались основные макроэкономические показатели на 2001 год.
Центробанк, которому задание депутатов не понравилось сразу, использовал данный месяц на штудирование законов, чтобы доказать отсутствие «достаточных оснований для нарушений законодательно установленной процедуры». Кроме того, что думцы принуждают банкиров к нарушению законов и процедуры, в ЦБ нашли еще несколько аргументов, частью курьезных.
Например, г-н Геращенко предупреждает, что если решение Думы по «Основным направлениям» на предстоящий год не принимается до его наступления, то они становятся направлениями на текущий год, что «противоречит закону и меняет суть данного документа». Такое, впрочем, случалось не раз, например, направления на 2000 год были приняты Думой к сведению только в апреле 2000-го. Учитывая, как редко сбываются макропрогнозы ЦБ и правительства, депутатов, наверняка развеселит пассаж о том, что их просьба дать пессимистический сценарий не может быть реализована, поскольку «предположения не могут быть положены в основу анализа состояния экономики». Венчает цепочку доказательств абсурдности депутатского наказа замечание о неуместности требований от ЦБ расчетов макроэкономических показателей, поскольку эти методики представляют собой конфиденциальную информацию.
То, что ЦБ -- ведомство особое, секретное, практически «ящик», его руководство доказывает депутатам с завидной настойчивостью. В новом году из ЦБ поступает уже второе письмо на эту тему. В первом г-н Геращенко выражал недовольство рекомендациями, которые Дума дала аудитору по годовому отчету банка за 2000 год. Возможность дачи таких рекомендаций не предусмотрена, напоминает глава ЦБ, ни соответствующими законами, ни думским регламентом, а потому аудитор должен четко следовать Временным правилам аудиторской деятельности и закону о ЦБ.
Центробанк наверняка и дальше будет настаивать на соблюдении формальностей. И формально, как уверял газету «Время новостей» экс-депутат, а ныне зампред ЦБ Георгий Лунтовский, Дума не может настаивать на правке Основных направлений.
Но и этот вопрос, и вопрос по аудиту наверняка будут решаться неформально. И на эпистолярное творчество г-на Геращенко думцы легко могут ответить песенным творчеством Высоцкого: «Ты, Зин, на грубость нарываешься!» И дополнить это собственным законотворчеством, внеся поправки в закон о ЦБ, по которым можно будет давать детальные рекомендации аудитору, а основные направления, как бюджет, принимать законом. Во всяком случае член бюджетного комитета из либерального «Яблока» Алексей Мельников не исключил такой возможности: «Дума предложила Геращенко трубку мира, а он вырыл топор войны, приводя довольно сомнительные с юридической точки зрения аргументы. Это явное свидетельство нежелания ЦБ работать с Думой подталкивает к принятию такого рода поправок. Что касается аудита, то целый ряд вопросов Дума может поставить перед Счетной палатой. Чтобы узнать, что за тайны прячет Виктор Владимирович».
В этой Думе достаточно людей, давно мечтающих узнать про тайны г-на Геращенко. Кроме того, в отличие от прошлой, большей частью левой думской смены, новая симпатий к главе ЦБ не испытывает, а неприятные поправки в закон о ЦБ давно готовы. Поэтому г-н Геращенко играет в опасную игру. Партию за аудитора он уже проиграл, получив в этом качестве вместо желанного «ПрайсуотерхаусКуперс» нежеланную «Делойт энд Туш». Нелюбезность главы ЦБ только стимулирует недоброжелательность депутатов.
Наталья ОЛЕНИЧ