|
|
N°18, 02 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Джек-потрошитель» в белом халате
Британских медиков уличили в преступной безнравственности
Британские телевизионные выпуски новостей стали напоминать фильмы ужасов. Профессор Дик ван Вельзен из ливерпульской больницы «Олдер Хэй» обвиняется в том, что он накопил в подвале несусветное количество глаз, мозговой ткани и всевозможных внутренних органов, изымавшихся в морге больницы у умерших детей, причем делалось это втайне от родителей. Дело было поставлено на поток: профессор приказал патологоанатомическому отделению использовать любую возможность для пополнения «коллекции». Она собиралась на протяжении семи лет, и до большинства «экспонатов», заспиртованных в стеклянных колбах и вроде бы предназначавшихся для исследований, у ван Вельзена не дошли руки.
Некоторые коллеги считали профессора гением -- специалистом по таинственной болезни, вызывающей, без видимых причин, смерть младенцев в возрасте до одного года. Но зачем ему понадобилось такое количество детских органов, остается непонятным. Сам профессор скрывается в Голландии и, видимо, скоро будет объявлен в розыск, поскольку дело уже передано в прокуратуру. Но, как выяснилось, исключительна в данном случае только количественная сторона дела. Повальная проверка, проведенная заодно в детских больницах страны, выявила, что негласное изъятие и хранение органов -- чуть ли не повсеместная практика. Больше ста тысяч сердец, легких, селезенок и т.д. нелегально хранится в анатомичках и лабораториях больниц и медицинских учебных заведений. Теперь правительство создало специальную комиссию, членам которой уж точно не позавидуешь: им поручено попытаться определить принадлежность органов и вернуть их родителям для захоронения. А министру здравоохранения вдобавок пришлось приносить от имени центральной власти всенародные извинения.
Все это вызвало настоящую бурю. Опросы общественного мнения показывают, что большинство британцев хотят принятия строжайшего законодательства, категорически запрещающего изъятие органов у умерших детей без согласия родителей.
Между тем врачи утверждают, что возможность исследовать органы умерших, в том числе детей, -- необходимое условие прогресса медицинской науки. Например, если 30 лет назад каждый пятый рожденный с пороком сердца был обречен на гибель, то теперь умирает лишь каждый двадцатый, родившийся с этим дефектом. Специалисты утверждают, что этого ни в коем случае не удалось бы добиться так быстро, если бы не подробные патологоанатомические исследования. Без них до сих пор, возможно, не удалось бы выявить носителя «коровьего бешенства», определить эффективность многих медикаментов. Тяжелейшее психическое состояние, в которое, естественно, впадают потерявшие детей родители, означает, что они крайне редко дают согласие на использование органов для исследований. Даже само обращение с такой просьбой приводит людей в бешенство, ведет к горьким обвинениям в черствости. То есть практически медики стоят перед дилеммой: щадить чувства людей или затормозить прогресс. «Это звучит цинично, но зря правительство разворошило все это, -- сказало мне просившее не называть его по имени медицинское светило. -- Лучше всего было тогда, когда родители и не подозревали о происходящем и не получали дополнительного стресса. И мы могли потихоньку, осмотрительно, никого не огорчая, продолжать исследования. Теперь же из-за этого голландского психа нас отбросят назад на многие годы». В этом случае, горюет светило, наверняка победят эмоции и популизм, которые, по его мнению, не равнозначны здравому смыслу.
Генри ФЕОФАНОФФ, Лондон