|
|
N°114, 30 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Курск" поднимут через год
Эвакуация погибших подводников начнется в сентябре
Эвакуация погибших с борта атомной подводной лодки «Курск» начнется уже в конце сентября. Такое решение приняла вчера правительственная комиссия по расследованию причин аварии.
Еще на прошлой неделе различные специалисты неоднократно заявляли о том, что для того, чтобы извлечь из корпуса лодки тела моряков, субмарину нужно поднять и отбуксировать на мелководье. Вчера было решено, что операция будет проведена на глубине, где лежит подлодка, при помощи водолазов. Первый отсек лодки, наиболее пострадавший при катастрофе, отсекут, а в шести других прорежут «окна». В них спустятся глубоководные водолазы. Задействовано будет норвежское судно «Seeway Eagl» и несколько водолазных колоколов, в каждом из которых будет находиться один норвежский и два российских спасателя.
Как сообщил председатель правительственной комиссии Илья Клебанов, согласие норвежской стороны на проведение работ уже получено. Дело лишь за подготовкой водолазов, на которую уйдет около четырех недель. Завтра норвежские спасатели приедут в ЦКБ «Рубин», в котором проектировался "Курск", чтобы познакомиться с расположением внутрилодочных помещений. Конструкторы уже определили, как резать корпус и как водолазам перемещаться внутри лодки. Осталось научить этому спасателей. «В любом случае, первыми внутрь корпуса «Курска» зайдут наши водолазы», -- заявил г-н Клебанов. По его словам, это будут водолазы Северного флота, которые пройдут специальный тренинг.
После того как погибших военных моряков извлекут из корпуса, «Курск» проведет на дне Баренцева моря еще не меньше года -- именно столько, по оценке Ильи Клебанова, займут подготовка операции по подъему субмарины и сам подъем. О деталях этой операции вице-премьер пока говорить отказался, заявляя, что «в ней нет ничего оригинального». Стоимость этих работ он оценивает примерно в 100 млн долларов. Подрядчиков подъема определит «Рубин» на конкурсной основе. Претендентов на победу в грядущем тендере будет немало, учитывая высокую стоимость работ. При этом оборудование и схема, которые будут применены при подъеме, будут универсальными: с их помощью станет возможно транспортировать и другие крупногабаритные предметы с большой глубины. Глава «Рубина» Игорь Спасский сказал, что вверенное ему конструкторское бюро разрабатывает не просто проект подъема конкретной подлодки, а технологию проведения спасательных работ на больших глубинах.
Илья Клебанов категорически опроверг версию о том, что на борту «Курска» находилась торпеда новой марки, которая взорвалась во время испытаний и потопила субмарину. Глава правительственной комиссии сообщил, что единственное новшество состояло в увеличенном ресурсе торпедных аккумуляторных батарей, что ни при каких обстоятельствах не могло привести к взрыву. А сама торпеда «испытанная, проверенная и эксплуатируется уже 20 лет», подчеркнул вице-премьер.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург