|
|
N°18, 02 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы -- за мир, а мир -- за нас
Российский МИД предупредил Америку о грозящей ей опасности
В четверг министр иностранных дел России Игорь Иванов выступил на проходящем в Женеве заседании Конференции по разоружению. Глава российской дипломатии обозначил в своей речи нынешние приоритеты Москвы в области международной безопасности. Выступление г-на Иванова должно было убедить ведущие мировые державы в том, что Россия корректирует тактику своих внешнеполитических действий. Если прежде Москва предпочитала обсуждать глобальные вопросы безопасности прежде всего со своим «главным противником» -- Вашингтоном, то сейчас, выдвигая все новые разоруженческие инициативы, она пытается сначала заручиться их поддержкой со стороны международного сообщества. Судя по первой реакции, в Женеве с интересом отнеслись к ключевым тезисам выступления Игоря Иванова, который подтвердил готовность России к переговорам о дальнейшем снижении уровня стратегических вооружений, призвал к совместной реализации проекта по прекращению использования в мирной энергетике оружейных материалов -- обогащенного урана и плутония, а также предложил незамедлительно начать переговоры о предотвращении гонки вооружения в космосе и приложить максимум усилий для сохранения договора по ПРО. Тем не менее трудно ожидать, что позиция России вызовет столь же благожелательное отношение и со стороны американцев. Ведь большинство этих инициатив вступает в прямое противоречие с политическими приоритетами, заявленными новой администрацией США.
Шеф российского МИДа отнюдь не случайно воспользовался для своего программного выступления именно трибуной Конференции по разоружению. Этот международный «миротворческий механизм», созданный по решению Генассамблеи ООН в 1979 году, является, по оценке генсека ООН Кофи Аннана, «единственным многосторонним переговорным форумом». А ведь большинство ныне действующих в области международной безопасности соглашений -- система договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, договор по противоракетной обороне и т.д. -- заключались на двусторонней основе: между СССР и США. В эпоху «холодной войны» это было вполне естественно: Москва и Вашингтон олицетворяли собой две мировые системы. Теперь же, когда одна из подписывавших их сторон резко ослабела, а другая продолжает усиливаться, возникла угроза краха всей системы договоров, обеспечивавших последние полвека стратегическую стабильность в мире. Однако насколько сегодня заинтересована в «интернационализации» переговорного процесса Россия, настолько же этого хотели бы избежать США. Новый американский президент пообещал своим избирателям обеспечить их полную безопасность, «абсолютную неуязвимость Америки». Судя по всему, США уже ничто не остановит от одностороннего выхода из договора по ПРО 1972 года. Как следствие этого будет поставлен крест и на демилитаризации космоса, поскольку часть элементов системы НПРО будет размещена на искусственных спутниках Земли (в январе Пентагон отрапортовал об успешном окончании очередного этапа программы по созданию боевых противоракетных лазеров, развертывание которых на орбите запланировано начать уже в 2012 году).
Правда, глава российского МИДа, выступая в Женеве, пытался предостеречь своих американских коллег от резких шагов. Как заявил г-н Иванов: «Ответы на новые вызовы, которые в XXI веке реально будут угрожать международной безопасности, найти в одиночку не под силу ни одному государству, даже самому мощному в экономическом и военном отношении. Все попытки создать изолированные островки благополучия и стабильности в современном мире иллюзорны и, по нашему мнению, обречены на неудачу». Впрочем, новый шеф госдепа США с этим явно не согласен. Вступая неделю назад в свою должность, Колин Пауэлл заявил с типично генеральской прямотой: «Мы покажем всему миру, что такое система ценностей Америки, кто такие мы и что такое демократия и свобода. Наша система работает. Все прочие системы не работают».
Юрий ГОЛОТЮК