|
|
N°17, 01 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ющенко теряет кадры
Президент Кучма берет ТЭК под контроль
После отставки вице-премьера Юлии Тимошенко, которая за год поставила энергетику под государственный контроль, президент Кучма убрал другую ключевую фигуру в правительстве Ющенко -- главу НАЭК «Энергоатом» г-на Недашковского.
На этом посту его сменил Нур Нигматуллин, которого считают близким к экс-главе «Нефтегаза Украины» Игорю Бакаю. Нигматуллин совместит пост главы «Энергоатома» с должностью замминистра энергетики. Эта перестановка дает Кучме и его окружению возможность контролировать атомную энергетику, изолировав от финансовых потоков премьера.
Назначение руководителей «Нефтегаза» и «Энергоатома» ранее было прерогативой правительства. Однако в свое время Ющенко промолчал, когда президент через его голову назначил г-на Копылова и заместителем министра энергетики, и главой «Нефтегаза». Это стало роковым для премьера «кадровым» прецедентом.
Сдав Недашковского, который покинул прежний пост директора Хмельницкой АЭС под гарантии личного покровительства премьера, Ющенко вслед за «Нефтегазом» теряет второго кита, на котором покоится ТЭК, -- «Энергоатом». Дружественные премьеру структуры, которые уже потеряли возможность торговать газом (теперь это исключительная прерогатива Кучмы и Копылова), будут вытеснены и с энергетического рынка. А это снизит до минимума шансы проправительственных партий на парламентских, а Ющенко -- на президентских выборах.
В обмен на кадровые уступки премьеру обещана символическая компенсация: Кучма дал согласие на отставку министра энергетики Сергея Ермилова, который уже несколько месяцев игнорирует «руководящие рекомендации» Ющенко. Однако в ситуации, когда ключевые должности уже заняты ставленниками групп влияния, премьер останется их заложником, даже если поставит своего назначенца во главе Минтопэнерго.
Контроль над энергорынком позволит олигархам аккумулировать денежные средства для борьбы с оппозицией. Как говорят в политических кулуарах, штаб «спасения президента», во главе которого зам. председателя Рады Виктор Медведчук и гражданский зять Кучмы Виктор Пинчук, намерен довести дело борьбы с парламентаризмом до победного конца. Для введения в действие решений апрельского референдума окружению президента недостает в парламенте 50 депутатских голосов, которые якобы предполагается купить за 100 тыс. долл. каждый. Найден подход даже к коммунистам: в числе трейдеров туркменского газа помимо пинчуковского «Интерпайпа» и бакаевского «Барри» появились дотоле неизвестные структуры, которым народная молва приписывает «родство» с лидером КПУ Петром Симоненко.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев