|
|
N°17, 01 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восставший из тени
Эстрада прерывает «отпуск»
Смещенный 20 января со своего поста волной народных выступлений президент Филиппин Эстрада напомнил вчера соотечественникам, что он никакой не «бывший», а самый настоящий президент. «Я покинул президентский дворец, чтобы предотвратить кровопролитие, но не отказался от поста президента и остаюсь законно избранным главой государства», -- заявил Эстрада, чей динамичный и уверенный образ ничем не выдавал его недавнего поражения.
Поводом для возвращения в политику стало посвященное выдвижению кандидатов на майские парламентские выборы заседание возглавляемой Эстрадой Партии филиппинских масс.
Еще две недели назад казалось, что актер, бонвиван и популист Эстрада навеки ушел в тень. А теперь вдруг оказалось, что он считает себя «президентом в отпуске», которого «временно замещает» вице-президент Глория Арройо.
На деле все обстоит намного сложнее -- пост президента был объявлен вакантным решением Верховного суда, который и привел к присяге Арройо. На стороне Арройо реальная поддержка армии и моральная -- тысяч людей, участвовавших в беспорядках в Маниле.
Однако Арройо явно нервничает -- накануне эстрадовского партсъезда она выступила по телевидению с жесткими обещаниями «подавить» любую попытку дестабилизации.
Эстрада отреагировал обещанием не устраивать подрывных вылазок и бороться за восстановление своего президентства исключительно мирным судебным путем. Он обещал бороться не за себя, а за справедливость, чтобы избавить страну от «наследия банановой республики, где президенты сменяются на основании государственных переворотов или лишившись поддержки со стороны военных». Начальник генштаба генерал Анджело Рейес, уязвленный упреками в нарушении клятвы верности, оправдал переход на сторону Арройо тем, что филиппинская армия является «армией народа» и потому должна следовать его воле.
Борьба будет трудной. Эстрада уязвим из-за расследования обвинений в присвоении около 300 млн долл., ему запрещено покидать страну, а его недавние друзья готовы дать обличительные показания. Если дело будет раскручено до конца, экс-президенту может грозить смертная казнь. Однако за ним останется его электорат в лице бедняков и пятимиллионной секты «Часовня Христа». Опирающаяся на поддержку элиты и римско-католического истеблишмента Арройо вряд ли сможет склонить «эстрадников» на свою сторону.
Александр ТИМОФЕЕВ