|
|
N°16, 31 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агония нации
Индийская трагедия приобретает все более ужасающие масштабы
Число жертв разрушительного землетрясения в штате Гуджарат на западе Индии может превысить 100 тысяч человек, заявил в интервью Би-би-си министр обороны Джордж Фернандес. Пока большая часть жертв остается под завалами, делать такие выводы можно лишь по косвенным признакам -- по числу раненых и госпитализированных, а также путем сопоставления числа выживших с изначальным числом жителей. Прикидки Фернандеса ужасающи: города Бхудж, Анджар и Бхачау, где в сумме проживали около 350 тыс. человек, разрушены почти полностью. Число жертв может достичь половины от общего числа населения.
Индийское землетрясение, судя по всему, не станет самым страшным в новой истории человечества, оставив печальное лидерство за таньшаньской катастрофой 1976 года, унесшей жизни 242 тыс. китайцев. Но для Индии это трагедия небывалого масштаба. Побывавший вчера на месте событий премьер Атал Бихари Ваджпаи был потрясен увиденным, назвав землетрясение «агонией нации». Он призвал ускорить спасательные работы, на которые выделил более 100 млн долларов. Но по истечении шести дней после катастрофы спасатели смогут помочь выжить лишь единицам из заживо погребенных.
Теперь речь может идти лишь о помощи уцелевшим. К разрушительным силам природы добавились лихие люди -- вооруженные банды нападают на выживших, в оставшихся без полиции населенных пунктах свирепствуют мародеры. Газета The Pioneer приводит полные боли слова уцелевшего чиновника из разрушенного элитного пригорода Бхачау: «Это ожидалось, не так ли? Мы беспомощны, с переломанными ногами или руками, когда наши родственники еще лежат под обломками, живые или мертвые. Как мы можем в этих обстоятельствах бороться с вооруженными людьми?» Власти настроены решительно -- когда недалеко от разрушенного Бхуджа сотня голодных местных жителей попыталась перехватить конвой с гуманитарной помощью, солдаты открыли по ним огонь.
Люди бегут из сильно поврежденной стихией столицы штата Ахмадабада, опасаясь, что тысячи разлагающихся под развалинами трупов спровоцируют эпидемию. Indian Express сообщает, что в районе бедствия закончились дрова для погребальных костров, и теперь транспортные средства ВВС и ВМФ везут поленья из других частей страны. От непрестанной работы расплавились петли на дверце электрического крематория, и трупы жгут на кострах из шин и старой одежды.
Трагедия вызвала отклик даже у заклятых врагов: Пакистан, сам пострадавший от этого землетрясения, послал в Ахмадабад самолет с гуманитарной помощью из 200 палаток и 2,5 тыс. одеял. Этот жест вызвал спекуляции о том, что он может стать первым шагом к улучшению отношений между Дели и Исламабадом (после катастрофического землетрясения в Турции в 1999 году живое участие в ликвидации его последствий приняли греки, что действительно способствовало смягчению традиционно непростых отношений между Афинами и Анкарой). Но на сей раз надежд на это мало -- пакистанскую помощь сопровождал скандал, когда в Исламабаде распространились слухи о том, что Индия отвергает груз из политических соображений.
Индия еще не готова подводить уроки трагедии, однако уже сейчас растет стихийное недовольство властями -- спасательные службы беспомощны без тяжелой строительной техники, медпомощь и еда выжившим предоставляются не везде, прием иностранной помощи часто запаздывал. Хотя множество людей погибли в рухнувших многоэтажных зданиях, гнев на строителей пока не так силен, как в Турции. Дело в том, что большая часть (до 80% построек) в Индии -- это самострой. Поэтому большая часть жертв может пенять лишь на недостатки собственных строительно-архитектурных способностей. Но даже в этой ситуации властям стоило бы обратить больше внимания на то, чтобы на простом языке объяснить людям минимальные требования к постройке сейсмически безопасного жилья.
Александр ТИМОФЕЕВ