|
|
N°16, 31 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Франко-турецкая война
Анкара объявляет бойкот Парижу
Франция окончательно признала вчера факт геноцида армян в Оттоманской империи в 1915--1917 годах. Президент Жак Ширак подписал соответствующий закон, одобренный парламентом 18 января. Реакция Анкары последовала немедленно: турецкий премьер Бюлент Эджевит заявил о необходимости "пересмотра политических и экономических отношений" с Францией. (До недавнего времени они были практически безоблачными, товарооборот между двумя странами составил в 1999 году 4,5 млрд долл.) Министр обороны Турции Сабахатин Чакмаоглу вообще заявил, что "Франция пожалеет о столь оскорбительном для Турции решении". Антифранцузские демарши начались еще до вердикта Ширака: на днях турки разорвали контракт с французской фирмой Alcatel на поставку своим вооруженным силам спутника-шпиона. Расторгнуто соглашение с фирмой Dassault о поставке электронной начинки для 80 боевых вертолетов, под вопросом крупная танковая сделка. Теперь, по сообщению Анатолийского агентства новостей, в стране набирает обороты массовое движение за бойкот всех французских товаров. Причем его развертыванию активно способствуют местные промышленные торговые и профсоюзные организации. Например, государственная зерновая палата отказала французам в участии в традиционном тендере. Туркам, проживающим за рубежом, в частности в США, рекомендовано игнорировать французские товары, не ходить во французские рестораны и не обслуживаться на автозаправках компаний Total и Elf.
Масла в огонь подлило решение парижского муниципалитета о строительстве в столице к 2002 году мемориала жертвам геноцида, который будет являть собой шестиметровую статую знаменитого армянского священника и композитора Комитаса, спасшегося от оттоманцев и скончавшегося во французской эмиграции в 1935 году. МИД Турции уже окрестил этот проект "памятником ненависти", а СМИ утверждают, что "фальсификация истории" преследует цель привлечь голоса французов армянского происхождения на приближающихся парламентских и президентских выборах. Что же касается "исторической лжи", то она, по официальной турецкой версии, заключается в том, что резни полутора миллионов армян никогда не было, а имела место инспирированная великими державами гражданская война, в которой погибли сотни тысяч турок и триста тысяч армян.
Французское решение отозвалось не только в самой Турции, но может оказать влияние и на весь тюркский мир. Так, турецкие газеты подвергли дружной обструкции президента Азербайджана Гейдара Алиева, ближайшего союзника Анкары, который, побывав на минувшей неделе с визитом во Франции в связи с принятием Азербайджана в Совет Европы, так и не выразил Парижу официального протеста. В воскресенье влиятельная турецкая газета Hurriyet обратилась к азербайджанскому лидеру с гневным риторическим вопросом: "К лицу ли это вам, господин Алиев?". По слухам, турецкий бизнес, представленный в Баку, тоже разочарован позицией республики и может рассмотреть вопрос о сворачивании там своей деятельности.
Анкара оказалась в сложном положении. С одной стороны, решение Франции может стать неприятным прецедентом, после которого Турции придется столкнуться с аналогичными проблемами и в других европейских странах. А это чревато пересмотром отношений с Европой в целом (тем более что Европарламент в декабре тоже принял заявление о геноциде). Трудно сказать, сколько будет кипеть турецкий национальный гнев, только об отказе от намерения вступить в Европейский Союз никто из руководителей в Анкаре пока не заявлял. А Париж между тем, хоть и критикует ее за регулярные нарушения прав человека, является (из больших европейских государств) последовательным сторонником принятия Турции в ЕС.
В то же время и тюркский мир, на лидерство в котором на протяжении всех 90-х годов претендовала Турция, явно не спешит выразить поддержку «патрону»: если в Азербайджане эта тема, по крайней мере, обсуждается, то остальные постсоветские тюркоязычные государства -- Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Казахстан -- на события вовсе не реагируют. Скорее всего Турция постарается сплотить союзников на предстоящем весной в Стамбуле тюркском саммите, однако весьма сомнительно, что его участники захотят ради Анкары пойти на серьезные осложнения в отношениях с Европой.
Некоторым утешением для Турции может служить позиция Лондона. В минувшую субботу там состоялась церемония памяти жертв еврейского геноцида в период второй мировой войны. Пришли премьер Блэр, принц Чарльз и другие знаменитости. Представители армянских общин в Великобритании до последнего момента надеялись, что, как им было ранее обещано, это будет день поминовения жертв геноцида в широком смысле слова. Но о событиях 1915 года на церемонии не вспомнили, говорили только о холокосте. По сообщению газеты The Observer, уклончивость Лондона стала следствием "самых резких протестов" Анкары, а также давления, оказанного на британского замминистра экологии Беверли Хьюз, находившуюся в то время в Турции.
Алексей СЛОБОДИН, Ариф УСЕЙНОВ, Баку