|
|
N°16, 31 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ожидания Александра Тихонова
Знаменитый биатлонист озабочен судьбой любимого вида спорта
С момента ареста четырехкратного олимпийского чемпиона и одиннадцатикратного чемпиона мира по биатлону Александра Тихонова, обвиняемого в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, прошло уже почти полгода.
Сейчас Тихонов, соблюдая подписку о невыезде, находится в Новосибирске, знакомится с материалами дела. По утверждению адвокатов, он нуждается в срочном хирургическом вмешательстве, но операция, как сказано в заключениях двух врачебных консилиумов, не может быть проведена в Новосибирске, где нет необходимого оборудования. Следствие же отказывает обвиняемому в выезде для лечения в Москву, где, кстати, он прописан. Сам Тихонов считает, что следователи намеренно затягивают решение о его лечении: "На операцию я планировал лечь в августе, а сегодня на носу уже февраль... Даже если забыть о моих заслугах, перед следователями живой человек. Варикоз довел до того, что обе ноги у меня уже синие. И ухудшение идет день ото дня. Врачебные заключения это фиксируют, а объяснять следствию что-либо бесполезно. Но я уже даже не жалуюсь. Во время пребывания в СИЗО я подобных дел насмотрелся много". Говоря о своем нынешнем положении, Александр Тихонов утверждает, что оно вызвано "происками вполне конкретных людей", имена которых он когда-нибудь "обязательно назовет". "А пока я как игрушка, -- говорит Тихонов. -- Дело мое страдает. Моя сельскохозяйственная компания несет большие убытки. Сокращаются посевные площади, увольняются люди..."
Но разговор корреспондента газеты "Время новостей" с действующим президентом Союза биатлонистов России касался главным образом его любимого вида спорта. Именно в Новосибирске в нынешнем году состоится чемпионат страны, а завтра в Словении стартует чемпионат мира по биатлону.
-- Александр Иванович, за биатлоном продолжаете следить?
-- Конечно. Провели уже несколько заседаний оргкомитета чемпионата России. Буквально на днях был на первенстве Сибири и Дальнего Востока по лыжным гонкам. Пользуясь случаем, проинспектировал готовность лыжного стадиона к чемпионату страны. Осмотрел трассу, условия размещения, питания. По результатам инспекции провели заседание оргкомитета.
-- Завтра стартует 37-й чемпионат мира по биатлону. В одиннадцати вы участвовали как спортсмен и уже в пяти -- как первое лицо Союза биатлонистов России. Какой из прошедших чемпионатов вам наиболее памятен?
-- Мне трудно выделить какой-то один. Ну, в последнее время я, может быть, чаще вспоминаю свою первую победу в 1969 году в польском Закопане. Тогда на трех последних километрах мне удалось выиграть более минуты. У этого чемпионата была своя предыстория. На Олимпиаде 1968 года я проиграл норвежцу Сольбергу. А в Закопане я должен был ему "отомстить". И вот с последнего стрельбища мы с ним ушли одновременно. Выиграть на таком маленьком отрезке минуту в таких соревнованиях -- спортсмены вам подтвердят -- практически невозможно, но мне это удалось. Правда, последних мгновений гонки не помню. Финишировал уже без сознания. Тренер рассказывал мне, что после финиша я все еще пытался бежать дальше, потом упал.
Еще памятен мне чемпионат мира в Рупольдинге в 1996 году. Это был первый год, как я стал президентом Союза биатлонистов. Мы выиграли тогда четыре золотые и четыре серебряные медали. Заметьте, все это произошло на земле наших главных в биатлоне конкурентов -- немцев. У них там было два «золота» и одно «серебро». Я тогда, помню, после каждой победы плакал.
-- А каковы перспективы российских стреляющих лыжников на предстоящем чемпионате?
-- Мне прогнозировать сейчас нелегко. Получать информацию я стал лишь последние два месяца. Те, кто следит за биатлоном, замечают, что дела наши далеко не блестящи. На этапах Кубка мира были отдельные всплески, но в целом мы позиции сдаем. Плохо это или хорошо, но болельщикам сейчас приходится отвыкать от тех принципов, которые закладывались в нашу спортивную (и не только) идеологию раньше. Раньше говорилось: вы обязаны выиграть -- и все тут. Это, скажу вам, не самый лучший критерий. Что у нас, после Пушкина новый гений родился? Так и со спортсменами. И Куц у нас один, и Владимир Сальников у нас один. И Карелин у нас один. Я, кстати, его поражение в Сиднее пережил как собственное. Смотрел по телевизору, находясь в лагере. Кстати, я тогда своих товарищей по лагерю спросил: «Знаете, почему Карелин проиграл?» Они мне: «Да, вот он там руки расцепил...» Я ответил: «Он ведь из Новосибирска и, видя, как тут над четырехкратными чемпионами издеваются, решил остаться трехкратным». Эта фраза потом в качестве эдакой злой шутки ходила по газетам.
Я, конечно, надеюсь, что нашим тренерам достанет разума и опыта, и они сумеют хорошо подготовить Павла Ростовцева, который вполне может бороться за медали в индивидуальных гонках. Да и в эстафете у нас есть все шансы. По крайней мере, пока я был на своем рабочем месте, все материальные вопросы решить удавалось в полной мере. Больше скажу, такого года, чтобы заранее были закуплены и экипировка, и парафины, и все прочее, еще не было. Уже к олимпийскому году два новых микроавтобуса закуплены. База для прогресса у нас есть. Есть и новые биатлонисты, на которых можно надеяться. Лично меня радуют успехи сына Николая Круглова (двукратного олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира. -- Ред.). Совсем молодой парень, но с очень хорошими данными. Думаю, что надо уже в этом году ввести его в сборную и готовить с прицелом на Олимпиаду. Парню уже исполнится 20 лет.
Беседовал Константин БОЙЦОВ