|
|
N°16, 31 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дымите, голуби, дымите
«Донской табак» наращивает выпуск сигарет
«Донской табак» в этом году планирует увеличить выпуск сигарет с 37 до 40 млрд штук, заявил вчера гендиректор и главный акционер фабрики Иван Саввиди. По его словам, наращивание объемов производства поможет «Донтабаку» лучше подготовиться к возможной ценовой войне, попытки развязать которую предпринимают сейчас некоторые конкуренты ростовской фабрики.
Главным из них Иван Саввиди считает компанию Gallaher -- недавно она приобрела у американской Liggett российскую фабрику «Дукат». По словам г-на Саввиди, «Дукат» давно готовили к продаже, и чтобы повысить его привлекательность в глазах потенциального инвестора, была предпринята попытка искусственно увеличить долю «Дуката» на российском рынке. «Делалось это исключительно за счет демпинговых цен, -- говорит г-н Саввиди. -- В итоге «Дукат» вместо 7% российского рынка стал контролировать 14%, но закончил 2000 год с убытком в 35 млн долларов. Однако цель была достигнута -- Gallaher купила «Дукат», правда, вскоре стало ясно, что куплена была пустышка. И сегодня Gallaher приходится снова демпинговать».
Иван Саввиди сообщил, что несколько месяцев назад ему лично от имени Gallaher предлагали энную сумму за то, чтобы «Донтабак» ушел с рынка. Он отказался. После этого против ростовской фабрики попытались «устроить диверсию» с помощью столичных дилеров. Впервые подписав в 2000 году дилерские соглашения с «Донтабаком», посредники в какой-то момент стали продавать ростовские сигареты по цене более низкой, чем их отпускала фабрика. Разницу дилерам, по словам г-на Саввиди, компенсировал заказчик развязанной ценовой войны. В ответ «Донтабак» потратил 2 млн долл., чтобы выкупить на рынке все сигареты, которые предлагались по ценам ниже фабричных. То же самое «Донтабак» намерен делать и впредь. «Мы еще посмотрим, кто выживет в этой ценовой войне, -- говорит Иван Саввиди. -- Все последние годы «Донтабак» работал на собственных средствах. При этом излишки табачных денег в виде инвестиций, беспроцентных кредитов мы направляли в наши дочерние предприятия -- колбасный, мясоперерабатывающий заводы, сеть супермаркетов и универсамов, консервный завод. Теперь, перед угрозой ценовой войны, мы можем сконцентрировать все средства на табачном производстве, с тем чтобы фабрика могла работать спокойно даже в моменты затоваривания рынка, отправляя готовую продукцию на склад. Только в торговой сети мы за свой счет сделаем запас наших сигарет в размере как минимум 2 млрд штук, чтобы по всей стране была представлена продукция «Донтабака». Кроме того, при необходимости мы можем сократить наши инвестиционные программы, которые на 2001 год оцениваются в 20 млн долларов». Иван Саввиди уверен: «В результате ценовой войны с рынка уйдут прежде всего слабые компании, которые сегодня контролируют примерно 30% рынка. Эти 30% поделят между собой пять ведущих производителей табака, за которыми 70% рынка и в число которых входит «Донтабак».
Чтобы укрепить свои позиции на рынке, «Донтабак» планирует в 2001 году освоить выпуск нескольких новых марок дорогих сигарет. Ростовская фабрика в состоянии это сделать, поскольку еще до кризиса ей удалось провести модернизацию производства и обзавестись лучшим на сегодня в России цехом по переработке табачного сырья.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону