|
|
N°16, 31 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
До последней капли
Начинается борьба за московский бензин
Участники московского рынка нефтепродуктов замерли в ожидании. Между Московской нефтяной компанией (МНК) и ЛУКОЙЛом идут переговоры о будущем обеспечении столицы топливом. Если стороны не придут к компромиссу, Москву ожидают перебои с поставками бензина и резкие скачки цен.
ЛУКОЙЛ и дружественная ему «Татнефть» сейчас поставляют более 90% нефти на Московский НПЗ. Руководитель МНК Шалва Чигиринский считает, что эта монополия угрожает стабильности рынка, и надеется привлечь на завод другие нефтяные компании.
В понедельник Чигиринский встречался с обеспокоенными происходящим участниками Московской топливной ассоциации (МТА). «По поручению мэра Москвы Юрия Лужкова МНК разрабатывает сейчас стратегию развития московского рынка нефтепродуктов, цель которой -- уменьшить зависимость столицы от ЛУКОЙЛа и «Татнефти», -- сказал газете «Время новостей» президент ассоциации Сергей Борисов.
Ожидается, что от этой зависимости Москву будут избавлять «Сургутнефтегаз», Тюменская нефтяная компания и некий консорциум малых и средних нефтяных компаний. «Желающих загружать завод нефтью достаточно», -- сказал представитель МНК.
Причиной надвигающегося передела рынка стала смена руководства Центральной топливной компании (ЦТК), произошедшая на прошлой неделе. Бывший ее руководитель Юрий Шафраник вместе с большей частью коллектива уволился, и новым президентом стал глава МНК Шалва Чигиринский, назначенный единственным акционером ЦТК -- московским правительством.
ЦТК принадлежит 38% акций Московского НПЗ, которые представляют 51% голосов. Однако, как сообщил источник на заводе, «команде Чигиринского досталось в управление только право собственности, ни ЦТК, ни ОАО "Московский НПЗ" не управляют товарно-денежными потоками завода». Всеми закупками нефти и реализацией нефтепродуктов занимается ЗАО «МНПЗ-Сбыт», в котором Московскому НПЗ принадлежит 50%, а остальное -- ЛУКОЙЛу и "Татнефти".
«ЛУКОЙЛ и "Татнефть" гарантировали Москве стабильные поставки нефти на завод, и в обмен была создана такая схема работы, которая их устраивала», -- сказал нам источник на Московском НПЗ. Фактически "МНПЗ-Сбыт", куда перешла на работу команда Шафраника, является оператором Московского НПЗ. Для того чтобы подвинуть ЛУКОЙЛ с завода, Чигиринскому потребуется провести массу собраний акционеров для полной смены руководства на всех уровнях и ликвидировать или уменьшить роль "МНПЗ-Сбыт".
ЛУКОЙЛ, естественно, не заинтересован в таком развитии событий. «Мы ведем переговоры с Чигиринским и надеемся на их позитивный исход», -- сказал на прошлой неделе первый вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов.
Сильно конфликтовать с ЛУКОЙЛом московское правительство, видимо, не станет. В прошлом году ЦТК заложила 32% акций Московского НПЗ в банке Credit Suisse First Boston в обеспечение трехлетнего кредита в 110 млн долл., взятого на покупку Московской топливной компании. «По условиям кредитного соглашения в случае резкой перемены в финансово-хозяйственном положении завода CSFB может потребовать досрочного погашения кредита и получит либо деньги, либо акции», -- сказал источник на предприятии.
«Как мы поняли, никто не собирается выгонять ЛУКОЙЛ или "Татнефть", так как эти компании владеют 45% акций завода и всегда будут иметь соответствующую квоту на поставки нефти», -- заявил г-н Борисов.
Крупный пакет Московского НПЗ нефтяным компаниям помогло купить бывшее руководство ЦТК. «Мы поручили в 1998 году брокерским конторам скупать акции завода в интересах ЦТК», -- рассказал участник сделки. -- Когда пакеты были собраны, московское правительство отказалось выделять деньги на их покупку, и нам пришлось реализовать их нефтяникам». Эта деятельность была предметом прокурорской проверки, не вскрывшей, впрочем, нарушений.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ