|
|
N°15, 30 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не врать и не воровать
Зоран Джинджич обнародовал программу нового правительства Сербии
Начали, как и ожидали, с беспощадных расчетов с прошлым. Первым документом, завизированным премьер-министром Сербии Зораном Джинджичем в конце минувшей недели, всего через несколько часов после вступления в должность, стал указ, подтверждающий увольнение главы службы государственной безопасности Раде Марковича и назначение демократического шефа Горана Петровича. Маркович, близкий сотрудник Слободана Милошевича, формально подал в отставку самостоятельно -- но лишь формально. «Мы не будем устраивать охоту на ведьм, -- пообещал Зоран Джинджич на первом заседании сербского парламента нового созыва. -- Но не позволим представителям старого режима безнаказанно пользоваться награбленным у народа». Главный «представитель старого режима», Милошевич, отныне тоже не будет чувствовать себя спокойно: новый министр внутренних дел, как сообщается, уже установил за домом опального сербского лидера круглосуточное наблюдение.
Лидер демократической партии Зоран Джинджич сформировал первое за последние 60 лет некоммунистическое правительство. Как и договаривались «до октябрьской революции», лидеры демократического блока, в состав которого входит 18 разношерстных партий и объединений, разобрали «правительственные серьги». Ключевые посты в кабинете министров (всего -- 17 позиций) получили председатель партии «Новая демократия» Душан Михайлович (вице-премьер, МВД), вожак христианских демократов Владан Батич (юстиция) и два независимых экономиста Божидар Дьелич (финансы) и Александр Влахович (экономика и приватизация). «Мое правительство не будет врать вам и воровать у вас, -- заявил Джинджич депутатам парламента и в их лице всему народу. -- Таково мое торжественное обещание».
Работы у демократических министров -- непочатый край. Помимо очищения госаппарата от коррумпированных представителей бывшей власти Джинджич в числе приоритетов кабинета называет реорганизацию отношений с Черногорией, постепенное решение косовской проблемы (в Белграде понимают, что мандат КФОР в области затянется на десятилетия) и экономическое возрождение страны. Прозападная риторика свежеиспеченного сербского лидера в некоторой степени сошла на нет: недавний визит в Югославию главного прокурора Международного Гаагского трибунала Карлы дель Понте показал, что Белград еще не растратил заряд если не национализма, то повышенной национальной чувствительности.
Вступление в премьерскую должность -- вершина политической карьеры 48-летнего Зорана Джинджича и исполнение его заветной мечты. К этой мечте он шел практически всю свою сознательную жизнь -- с того самого момента, как в конце 70-х вынужден был покинуть Югославию из-за боязни репрессий титовских властей. Прекрасно образованный философ с прошлым хиппующего интеллектуала-западника, знаток современных политических технологий, жесткий и тщеславный, Зоран Джинджич -- прямая противоположность другому белградскому народному вождю, основательному, домовитому и чуть замедленному югославскому президенту Воиславу Коштунице. Коштуницу полукрестьянская Сербия любит, потому что он не слишком отличается от обычного человека с улицы, Джинджича уважает за то, что он похож только на самого себя.
Андрей СТАХОВ