|
|
N°15, 30 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оттава требует наказать российских дипломатов
Москва предпочитает сделать это сама
Канада потребовала лишить дипломатического иммунитета двух сотрудников российского посольства в Оттаве, по вине которых в субботу произошли две автоаварии. Один из инцидентов обошелся без жертв, в результате второго на месте погибла 50-летняя Кэтрин Маклин, довольно известный в Канаде юрист, а ее подруга 56-летняя Кэтрин Дор получила серьезные ранения, потребовавшие хирургического вмешательства. Во время ДТП женщины прогуливались с собакой (лабрадор), которая также была травмирована и которую позже усыпили.
По данным полиции, на которые ссылается газета The Globe and Mail, дипломаты возвращались с рыбалки и находились в нетрезвом состоянии. Хотя их имена не названы, утверждается, что человеком, совершим фатальный наезд, был советник по политическим вопросам (по другим сведениям, первый секретарь) 45-летний Андрей Князев. Он предъявил диппаспорт, отказался от проведения медицинского теста и был отпущен из полицейского участка. Тем не менее ему успели предъявить обвинения по пяти пунктам, в том числе в непреднамеренном убийстве.
Глава канадского внешнеполитического ведомства Джон Мэнли после экстренной беседы с российским послом Виталием Чуркиным сказал: "Мы дали ясно понять, что расцениваем происшедшее как очень серьезный случай". Послу был также адресован запрос об аннулировании дипломатической неприкосновенности виновников ДТП с целью предания их местному правосудию. Обстановка накалена еще и тем, что почти 150 родных и друзей пострадавших, включая жениха г-жи Маклин Джона Фрайера, жгут поминальные свечи на месте трагедии, разбрасывают цветы и требуют справедливого возмездия. Погибшая была известна не только как юрист, но и как защитница прав животных. Посол Чуркин заверил безутешного Джона Фрайера, что Россия является цивилизованной страной, управляемой законами, и виновники смерти Кэтрин и Филдера (так звали лабрадора) будут непременно наказаны.
В Москве заместитель министра иностранных дел Георгий Мамедов вчера выразил послу Канады Родни Ирвину глубокое сожаление в связи с ДТП и передал самые искренние соболезнования родственникам погибшей. Одновременно г-н Мамедов заявил, что "после соответствующего разбирательства в Москве виновные будут привлечены к ответственности в соответствии с российским законодательством", что означает отказ в лишении дипломатов их статуса. По Венской конвенции 1961 года иностранные дипломаты обладают неприкосновенностью и не могут привлекаться в стране пребывания к уголовной или гражданской ответственности, хотя соответствующие обвинения им могут быть предъявлены.
Алексей СЛОБОДИН
В январе 1997 года советник-посланник посольства Грузии в США Георгий (в Тбилиси его называют Гига) Махарадзе врезался на своем "Форде" в стоявшие на светофоре машины. Погибла находившаяся в одной из них 16-летняя девушка. По до сих пор так и не подтвержденной информации, Гига Махарадзе после этого пытался выехать из США, но неудачно. Спустя еще какое-то время президент Эдуард Шеварднадзе принял, как он сам признался, нелегкое решение, лишив Махарадзе дипломатического иммунитета. В Тбилиси трактовали это так: он сдал дипломата, поскольку американские СМИ подняли невероятную шумиху по поводу того, как посмел так поступить «грузин-убийца», представитель страны, которой США оказывают многомиллионную помощь. Чтобы эта помощь продолжала поступать, воевать за Махарадзе, как это принято в подобных случаях, не стали. Тем более что существовало отягчающее обстоятельство -- как выяснилось, прежде чем сесть за руль Махарадзе выпил бокал красного вина на каком-то приеме. По американским законам ему светил 21 год, но в итоге было учтено, что власти Тбилиси позволили провести нормальный судебный процесс, и срок, который должен отбыть Махарадзе в заключении, сокращен втрое. Сейчас он находится в Тбилиси, в тюремной больнице, куда был помещен летом прошлого года после экстрадиции (он сидел в тюрьме штата Северная Каролина). Как сказал газете «Время новостей» официальный представитель МИД Грузии, посол по особым поручениям Автандил Напетваридзе, во внешнеполитическом ведомстве регулярно справляются о самочувствии осужденного дипломата и не исключают его возвращения на дипломатическое поприще в будущем.
Тина ЦХОВРЕБАШВИЛИ, Тбилиси
|