|
|
N°15, 30 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба с черной дырой
Россия и Белоруссия унифицируют таможенное законодательство
Совет министров Союза России и Белоруссии утвердил бюджет на нынешний год -- 2,3 млрд рублей. Взнос России почти в два раза больше, чем Белоруссии: 1,5 млрд рублей против 0,8 млрд. Глава российского правительства Михаил Касьянов подчеркнул, что всерьез обсуждался вопрос об эффективности использования средств из союзного бюджета. В результате решено сократить число совместных программ, касающихся промышленной кооперации, с 53 до 36, но при этом несколько увеличить ассигнования на них -- на 6%.
Главным достижением вчерашнего заседания союзного Совмина г-н Касьянов считает подписание постановления «О единой таможенно-тарифной политике Союза». «Отныне на границах нашего государства установлен единый таможенный режим. Для всех участников рынка теперь не должно быть разницы, через какой пограничный пункт ввозить и вывозить товары», -- заявил г-н Касьянов.
По подсчетам российского Минфина, из-за отсутствия в Белоруссии экспортных пошлин на вывоз нефти бюджет России ежегодно терял до 70 млн. В Белоруссии ежегодно перерабатывается до 12 млн тонн нефти. При этом потребность самой страны составляет всего 7--8 млн тонн. Остальная нефть поступает на условиях давальческого сырья и затем либо экспортируется, либо возвращается в Россию. Из-за отсутствия экспортных пошлин экспорт нефти из Белоруссии компаниям-экспортерам был выгоднее, чем экспорт нефти из России.
Введение экспортных пошлин на нефть было одним из главных условий, выдвинутых Россией по унификации таможенного законодательства. Белорусская сторона на это условие не соглашалась. Концерн «Белнефтехим» ссылался на то, что при ввозе сырой нефти на территорию Белоруссии экспортеры платят НДС и экспортные пошлины поэтому излишни. Во время переговоров на тему пошлин белорусская сторона проявляла небывалую твердость. Согласие было получено лишь после согласования параметров совместного топливно-энергетического баланса. В соответствии с ним в 2001 г. Минск должен получить из России в полтора раза больше нефти. Причем 5 млн тонн из 18 официально ввозятся для переработки на белорусских НПЗ и последующего экспорта. Реальные объемы экспорта выше.
Цену этого документа, как уверяют в правительстве России, трудно переоценить. «Появилась надежда, что нам удастся перекрыть черную дыру, которой до сих пор была граница с Белоруссией. Речь идет о миллиардах рублей. Хотя, наверное, не сразу все получится: и контрабанда, и реэкспорт не сразу отойдут в прошлое -- потребуется время, чтобы отладить механизм», -- сказал один из министров, комментируя подписанное постановление.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск, Вера КУЗНЕЦОВА