Время новостей
     N°14, 29 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2001
Хоть залейся
В России столько бензина, что приходится сокращать добычу нефти
Рост добычи нефти, которым так городилось правительство, привел к кризису в нефтяной отрасли. Оказалось, что лишняя нефть никому не нужна. Нефтеперерабатывающие заводы отказываются покупать сырье из-за перепроизводства бензина, цены на который падают по всей стране.

«Транснефть», монопольный владелец российских магистральных нефтепроводов, объявила об ограничении приема нефти у всех компаний, которые не могут ее продать. Похоже, что ограничения коснутся многих, так как спрос на нефть резко упал как внутри России, так и за рубежом. «Это коллапс», -- прокомментировали ситуацию в одной из нефтяных компаний.

«С этой недели мы больше не принимаем на хранение нефть без документов о маршруте транспортировки. Трубопроводы переполнены, резервов больше нет», -- признался в пятницу газете «Время новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.

В прошлом году в России впервые с 1990 года зафиксирован резкий рост добычи нефти -- более чем на 5%. Это было вызвано нехваткой нефти на мировых рынках и высокими ценами. Сейчас рынки заполнились. Избыток сырья внутри страны привел к перепроизводству нефтепродуктов. Цены на бензин падают по всей России: в Казани на 15%, в Оренбурге на 5%. В целом по стране с декабря цены снизились более чем на 2%. НПЗ вынуждены резко сократить закупки. В январе переработчики отказались закупить 1 млн тонн нефти из плана поставок, составленного Министерством энергетики.

«В Москве скопились запасы бензина на 30 суток, тогда как обычно этот срок составляет 15 суток. Мы, конечно, продолжаем переработку, но емкости для хранения полностью заполнены. Для нас сейчас важнее организовать сбыт», -- сказал газете «Время новостей» представитель Московского НПЗ.

Нефтяники пытались пристроить излишки на мировых рынках. Так, ЮКОС обратился в правительство с просьбой увеличить экспортную квоту из-за невозможности реализовать сырье в России. Однако и за рубежом спрос на российскую нефть упал.

«Потребители в Восточной Европе, куда нефть поставляется по нефтепроводу «Дружба», отказываются увеличить закупки, Украина и Белоруссия залиты нефтью, в Новороссийске постоянные штормы привели к срыву графика отгрузок, в балтийском порту Вентспилс мощности полностью загружены. Нефть некуда сбывать, и она копится в трубе, но труба имеет определенный объем, и места больше нет», -- объясняет положение г-н Григорьев.

Технологически добычу очень сложно остановить. Если пробурены скважины, то нефть льется оттуда сама. Обычно компании, которые не могут найти покупателя, сливают нефть в нефтепроводы «Транснефти» на хранение до завершения переговоров. Эту удобную для нефтяников практику «Транснефть» намерена теперь отменить. В результате компаниям придется сокращать добычу, а восстановление закрытых скважин по затратам почти равно новому бурению.

«Это очень тяжелое положение. Мы обычно немного уменьшаем добычу в марте-апреле, когда многие заводы закрываются на технологический ремонт и спрос на нефть снижается. Впервые ограничения вводятся зимой, когда добыча на пике», -- сказал заместитель гендиректора ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Михаил Вятчинин.

"Транснефти", возможно, удалось бы разрешить ситуацию, если бы в дело не вмешалась коллизия с компанией «Варьеганнефтегаз» (ВНГ). Из-за конфликта «СИДАНКО» и ОАО «Группа «Альянс» за контроль над предприятием там с октября нет легитимного руководителя, способного подписывать контракты на продажу нефти. За четыре месяца «Транснефть» приняла на хранение 700 тыс. т нефти ВНГ, тогда как емкость всей системы магистральных нефтепроводов составляет около 5 млн т. В середине января «Транснефть» сократила прием нефти у ВНГ в два раза, и в прошлый понедельник там уже начали закрывать скважины. Это беспрецедентный случай в российской истории.

«Даже если ВНГ начнет продажи, мы не собираемся снимать ограничения на прием нефти. Пусть сначала продадут то, что уже добыто», -- заявил вице-президент «Транснефти». В пятницу ВНГ продал первые 80 тыс. т нефти Саратовскому НПЗ по распоряжению «СИДАНКО».

Похоже, что опыт ВНГ теперь придется перенимать и остальным нефтяникам, хотя в «Транснефти» пока отказываются называть конкретные жертвы.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ