|
|
N°14, 29 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трофейная область
Почему Европа решила заняться Калининградом
Пожалуй, никогда Калининградская область не привлекала к себе такого внимания в мире, как сейчас. С начала года, то есть с того момента, когда председательство в ЕС перешло к соседу калининградцев по Балтике -- Швеции, и дня не проходит без того, чтобы в Европе не обсуждались перспективы российского анклава. Скандальный фон этому обсуждению придают сенсационные публикации в западных СМИ -- от сообщений о размещении в регионе российского ядерного оружия до слухов о якобы ведущихся секретных переговорах о передаче Германии за долги ее бывшей провинции. Однако газетные «утки» -- это только внешний антураж действительно серьезной дискуссии, развернувшейся в Старом Свете.
В середине января Комиссия Европейского Союза распространила «Записку по проблеме ЕС и Калининградской области». Эта публикация -- событие беспрецедентное, поскольку рассматривает часть суверенного государства, не входящего в Евросоюз, как предмет особой заинтересованности со стороны Брюсселя и предлагает ряд практических мер влияния на обстановку. Чуть позже уполномоченный Комиссии ЕС по внешним связям Кристофер Паттен выделил калининградскую проблему в качестве одной из главных во взаимоотношениях с Россией.
Польша и Литва, кандидаты на вступление в ЕС, напрямую «завязанные» на Калининград, не раз призывали Брюссель заняться проблемой анклава. Руководящие органы Евросоюза довольно долго оставались безучастными к этим настойчивым обращениям. Теперь же Европа всячески демонстрирует готовность поддержать проблемный регион России деньгами и поучаствовать в создании для его жителей сносных условий существования. Почему же подход ЕС изменился?
Тот факт, что Брюссель вплотную занялся Калининградом именно сейчас, вполне объясним. Ведь до конца 2000 года никто не мог с уверенностью назвать даже приблизительные даты вступления Польши и Литвы в ЕС и возникновения российского анклава внутри расширившейся Европы. Теперь же доподлинно известно, что не позднее 2010 года Калининград будет со всех сторон окружен единым экономическим и правовым пространством Евросоюза.
Помимо срочного решения технических проблем, таких, как скорейшее обустройство приграничной инфраструктуры, открытие в области консульств европейских стран и поголовное обеспечение его жителей загранпаспортами, Комиссия Евросоюза предлагает обсудить с Россией возможность участия ЕС в реформировании экономики Калининграда, борьбе с преступностью, а также защите окружающей среды и решении проблем здравоохранения. В перспективе сдвиги в этих областях приведут к повышению благосостояния жителей края и его инвестиционной привлекательности.
Брюссель готов подключиться к разрешению проблем Калининграда вовсе не из альтруизма и избытка свободных средств. Для благополучной Европы бедственное положение соседей представляет прямую опасность из числа угроз невоенного характера, которые за пределами России давно воспринимают не менее серьезно, чем гипотетическую возможность вооруженного конфликта. Калининградский анклав не устраивает ЕС в качестве напичканного оружием куска неконтролируемой территории с медленно вымирающим от СПИДа населением. Однако очевидно, что любые меры, которые готова принять Европа, возможны только с одобрения Москвы.
У Кремля же другие приоритеты, среди которых социально-экономические проблемы Калининграда стоят не на первом месте. Главная ценность региона для российского руководства -- это его стратегическое положение и материальные выгоды, которые можно извлечь из обеспокоенности европейцев. Москва держит в голове перспективу вступления Литвы в НАТО и, похоже, готова использовать калининградский козырь в контригре. Наконец, логика политического развития России при новой администрации не предусматривает сокращения контроля над отдельными регионами, и уж тем более -- хозяйничанья иностранцев на части национальной территории.
Получается, что объективная оценка рисков заставляет ЕС беспокоиться об условиях существования жителей края гораздо больше, нежели Москву, их законного суверена. Россия же более озабочена проблемами военно-политического характера, решение которых не требует срочных мер по улучшению условий жизни в области. В результате Россия и Европа приступают к решению калининградской задачки, имея принципиально разные ориентиры, что вряд ли будет способствовать выработке взаимоприемлемого решения.
При этом надо отдавать себе отчет в том, что Брюссель, раз уж он столь серьезно оценивает калининградскую проблему, найдет способы повлиять на ситуацию в области даже и без участия России. Так что Кремль должен-таки сделать выбор: станет ли Калининград нищим военным форпостом в недружественном окружении или лабораторией российско-европейского сотрудничества. Пока этот выбор не сделали за него сами жители Калининграда.
Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН