|
|
N°14, 29 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Григорий Кричевский: "Эфир -- не оружие"
Владимир Путин и НТВ встретятся лицом к лицу
Сегодня в 12.30 в Кремле должна состояться встреча президента Путина с 10 журналистами НТВ. Для протокольной съемки в зал будут допущены телекамеры. На встрече, кроме президента, по нашим данным, должны присутствовать его пресс-секретарь Алексей Громов и зам. руководителя президентской администрации Владислав Сурков.
В пятницу во время акции журналистов НТВ в поддержку Татьяны Митковой, вызванной на допрос в Генпрокуратуру, Светлана Сорокина (она лично знакома с Путиным еще со времен работы в Питере) в эфире программы «Сегодня» обратилась к главе государства с просьбой встретиться с журналистами НТВ. Спустя некоторое время ей перезвонили и сказали: «С вами будет говорить президент». Путин пригласил журналистов в Кремль. Список участников был доставлен руководителю президентской администрации Александру Волошину. Кроме самой ведущей на встрече должны присутствовать: Евгений Киселев, Григорий Кричевский, Леонид Парфенов, Михаил Осокин, Виктор Шендерович, Марианна Максимовская, Ирина Зайцева, Николай Николаев, Алим Юсупов. По сведениям газеты «Время новостей», в окружении Владимира Путина вначале были против того, чтобы во встрече участвовал Евгений Киселев, однако потом все-таки согласились с его присутствием.
О том, чего ждут от встречи с президентом журналисты НТВ и как в телекомпании отреагировали на последние события вокруг возможной смены владельца, корреспонденту газеты «Время новостей» Арине БОРОДИНОЙ рассказывает главный редактор НТВ Григорий КРИЧЕВСКИЙ.
-- О чем вы хотите говорить с президентом?
-- Главная для всех тема -- это давление на журналистов и не только на них, но и на всех, кто работает на НТВ от бухгалтеров и переводчиков до видеоинженеров и ведущих программ. Помимо всего прочего я хотел бы сказать президенту, что действия прокуратуры по отношению к НТВ давно за гранью закона и здравого смысла.
-- Вы действительно считаете, что встреча с Владимиром Путиным может прекратить давление на НТВ с разных сторон, которое продолжается уже достаточно долго?
-- Возможно. Со слов Коха мы узнали, что Владимир Путин занимается журналистами непосредственно, и это означает, если верить словам того же Коха, что все шаги прокуратуры в адрес НТВ отныне будут направлены лично против президента. И таким образом каждый допрос человека с НТВ -- это будет личная ответственность президента.
-- Как отреагировали журналисты НТВ на заявление Альфреда Коха о возможной смене совета директоров телекомпании и сохранении журналистского коллектива?
-- Словам Коха мало кто поверил. Мы имеем абсолютно четкое представление о том, как и почему так ведут себя власти, прокуратура, как и почему так ведет себя Альфред Кох. Мало кто верит, что Кох оставит прежней редакционную политику, сохранит менеджмент НТВ. Что же касается журналистов, которых недавно один из руководителей газовой монополии обучал в эфире телевизионному мастерству, то отвечу следующее: нельзя управлять такими людьми, как Таня Миткова, Миша Осокин, Леня Парфенов, Коля Николаев... Им нельзя сказать, сделай так, а так не делай. Я как главный редактор не пойду на изменение информационной политики и готов об этом сказать президенту. Меньше эмоций -- согласен, но запретных тем для нас не будет. И вот все это, кстати говоря, я думаю, Кох понял по тому обращению, с которым он здесь, в телекомпании, столкнулся.
-- И как же вы встретили Коха сразу после того как он заявил, что является «контролирующим акционером» НТВ?
-- Журналисты фактически так и сказали ему: «У вас здесь нет будущего». Так получилось, что когда Альфред Кох вышел из студии после программы «Герой дня», у нас заканчивалась редакционная летучка, ему предложили в ней поучаствовать. На что он скептически отреагировал. Не могу сказать, что журналисты испытывали к нему какое-то личное, негативное отношение, собирались бросать помидоры... Они просто сказали, что думали. Мне показалось, в какой-то момент он по-человечески пожалел, что оказался в такой неблагоприятной для себя среде.
-- Какова будет ваша реакция в эфире НТВ, поскольку это ваше главное оружие, которым вы можете защищаться?
-- Эфир -- не оружие, и я очень хочу, чтобы это все мы прекрасно понимали. НТВ информирует людей. Здесь работают сознательные, разбирающиеся в политике, экономике, криминальной жизни журналисты. Хотя эмоционально я признаю, что есть некоторые перегибы, вызванные тем, что прокуратура просто издевается над людьми. Мы вынуждены говорить о себе в эфире, то есть, по сути, вынуждены защищаться. Но кроме нас о наших проблемах вряд ли кто скажет.
-- Но при таком давлении, которое оказывается на НТВ со всех сторон, очень трудно сохранить самообладание и не впасть в истерику.
-- Я позабочусь о том, чтобы в эфире все было объективно.
-- То есть истерик не будет?
- У нас нет. Истерика у людей, которые 28 раз проводят обыски в «Медиа-Мосте», в прокуратуре, которая посадила главного финансиста Антона Титова по пустяшному сфальсифицированному обвинению, у тех, кто вызывает на допрос Татьяну Миткову. Истерика у Коха, который сорвался и начал говорить о том, чего нет, что он взял контрольный пакет НТВ.
-- Действия прокуратуры, особенно публикация сумм полученных журналистами кредитов, перешли за пределы разумного. И, как заявляют ее представители, допросы журналистов продолжатся.
-- Факт допроса Татьяны Митковой оскорбил не только одну из лучших ведущих, но и всю телекомпанию и, главное, зрителей НТВ. Я считаю, что правоохранительные органы на телевидении -- это ЧП, и в первую очередь для власти. Крайне негативно то, что будут продолжаться допросы. Никаких опасений на этот счет у меня нет, поскольку все сотрудники НТВ, которые получали кредиты и ссуды, делали это абсолютно законно. Я просто расцениваю это как очередной фактор давления со стороны власти и создания в компании атмосферы нервозности.
-- Как на НТВ восприняли кандидатуру Владимира Кулистикова (бывший первый зам гендиректора НТВ. -- Ред.), когда Кох назвал его в числе потенциальных членов в совет директоров телекомпании?
-- Для меня это было неожиданностью.
- Почему?
- Володя, которого я давно хорошо знаю, сейчас не работает ни в «Медиа-Мосте», ни в «Газпроме», а руководит агентством «РИА-Новости». К тому же он зампред ВГТРК. И вообще мне бы не хотелось обсуждать эту тему.
-- От многих ваших коллег мне приходилось слышать, что в случае перехода контрольного пакета к "Газпрому" они уйдут с НТВ.
-- Думаю, это соответствует действительности. Хотя смена места работы -- это личный выбор Легче оставить вывеску НТВ, чем сохранить дух независимой телекомпании. Помните, как в «Место встречи...»: «Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова».
-- Ну а все-таки в случае изменения состава совета директоров куда уходить такой большой профессиональной команде? У всех семьи, их нужно кормить, а НТВ все эти годы было очень высокой планкой...
-- Повторяю -- это личный выбор каждого человека. Но я убежден, что с нами ничего не сделают. Команда наша все это вынесет. Давление, конечно, беспрецедентное, но мы выдержим. И давайте следовать за событиями, не будем их опережать.
Беседовала Арина БОРОДИНА