Время новостей
     N°14, 29 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2001
Кенигсберг в паутине
Независимая Восточная Пруссия уже есть в Интернете
Пока западные СМИ лишь намекают на грядущее изменение статуса Калининградской области, «независимую Восточную Пруссию» уже можно увидеть по нашу сторону границы. Правда, существует она пока лишь в Интернете, отражая, судя по всему, степень смятения в умах жителей самой западной области России.

На вопрос о том, кто именно там сейчас живет, сайт «Кенигсбергская хроника» в разделе «Наша родина -- Восточная Пруссия» отвечает: за последние полвека из переселенцев «на севере Восточной Пруссии выросло три поколения людей, формирующих собой новый прусский этнос». Глубокомысленный постулат о необходимости укрепления в сознании людей «естественной территориальной идентификации» подкреплен письмом калининградца, считающего себя «в первую очередь пруссаком». «Пруссак» отмечает: «Сейчас уже многие осознали, что нахождение в составе России тормозит экономическое и культурное развитие нашей страны».

Местные дискуссии на тему «восточнопрусскости» калининградцев сводятся к спорам о возможности возродить «европейскость» региона путем воссоздания его досоветского культурно-топонимического пространства. Год за годом звучат призывы лишить «столицу» имени «всесоюзного старосты» и возродить немецкое название. Сторонники переименования заявляют, что за признанием единства прусского и русского этапов истории города последует выход миллиона жителей области на столбовую дорогу в «цивилизованную Европу». Как следует из размещенных на сайте Балтийской республиканской партии программных заявлений, БРП предлагает, «руководствуясь общечеловеческими нормами морали и нравственности», восстановить имя Кенигсберг. А потом провести референдум о создании суверенного образования -- Балтийской Республики, которая будет одновременно и субъектом международного права, и ассоциированным субъектом РФ.

В ряде публикаций проглядывают опасения по поводу того, что Кремль в какой-то форме попытается «продать» область. Отсюда желание сработать на упреждение и «продать» ее на своих условиях с выгодой для населения. На прошлой неделе в области прошли демонстрации против разорительного для ее экономки решения Государственного таможенного комитета о взимании НДС и акцизов с товаров, вывозимых из «особой экономической зоны» на «большую землю». Электронное издание еженедельника «Страна Калининград» поведало: по городу пошли слухи о том, что «разрушительные действия таможни» являются прелюдией к продаже области немцам или полякам. Представитель местного бизнеса обобщил этот сценарий в следующем виде: «Технология проста: обнищание, акции протеста, ОМОН, западные корреспонденты, затем некая мировая общественность настаивает на взятии области под опеку европейского сообщества».

Как это произойдет? На сайте «Кенигсбергской хроники» можно найти красочный сценарий превращения Калининградской области в международный протекторат, позаимствованный из молодежного приложения Fritz (!) к выходящей в Германии восточнопрусской газете Ostpreussenblatt. Россия и Германия подписывают с участием ЕС, ООН и США соглашение по формуле «2+5» о «кенигсбергской зоне под защитой ООН». Кремль отказывается от государственной принадлежности региона к Российской Федерации и позволяет ему войти в хозяйственные структуры ЕС. Одновременно достигается еще один «исторический компромисс»: «русские имеют возможность остаться, немцы получают возможность вернуться». Со своей стороны в рамках соглашения «Возвращение за возмещение» ФРГ выплачивает РФ 75 млрд марок.

Прозвучавшие на прошлой неделе со ссылкой за западные СМИ сообщения о тайных переговорах Кремля и Берлина, по которым за списание советских долгов Германия получит в области особые экономические права, нашли отклик среди некогда активных сторонников «Балтийской республики». Сайт «Лента.Калининград.Ру» особо выделил опубликованное в «Комсомольской правде в Калининграде» мнение бывшего губернатора Калининградской области, нынешнего депутата областной думы Юрия Маточкина, который считает, что если «форма экономического попечительства немцев над Калининградской областью позволит списать часть долга, то от нее, может, не стоит отказываться».

Пожалуй, лишь жупел «малой Литвы» способен сплотить калининградцев на пророссийских позициях. Бывшая братская советская республика считает часть территории области своими исконными землями. В «Кенигсбергской хронике» можно найти высказывание некоего Витаутаса Калтяниса, полагающего, что «Литва должна проявлять больше мужества в отстаивании того, что литовское и прусское культурное наследие (кенигсбергского) края должно быть защищено и продолжено».

В конце концов Германия далеко, Польша свой кусок Восточной Пруссии в 1945 году уже получила, а натерпевшаяся от большевиков Литва как новый член ЕС и НАТО может получить в анклаве слишком большое влияние под предлогом защиты права летувининкай (носители литовской культуры и языка) на возвращение в страну предков. «Страна Калининград» с иронией замечает, что «почему-то среди претендентов на покупку российского эксклава не называют литовцев».

Александр ТИМОФЕЕВ