|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либо качай, либо плати
Новый руководитель КТК уверен в успехе проекта
Вчера новый гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Сергей Гнатченко впервые встретился с журналистами. Похоже, именно этот человек торжественно запустит строящийся уже два года нефтепровод из Западного Казахстана в Новороссийск стоимостью 2,5 млрд долл. На рынке появляется первый конкурент монополиста «Транснефти».
За пять лет существования КТК здесь сменились уже три генеральных директора. Все они выходцы из ЛУКОЙЛа, который является одним из акционеров консорциума. Сергей Гнатченко, возглавлявший с 1997 года совместное предприятие ЛУКОЙЛа с американской Arco, был назначен 30 ноября прошлого года.
«Предыдущая команда должна была построить нефтепровод, и эта задача выполнена успешно. Теперь пришли новые люди, чтобы заниматься эксплуатацией», -- прокомментировал смену власти Гнатченко.
Прежний руководитель КТК Виктор Федотов ушел в неизвестность. Говорят, у него теперь свой бизнес, который он предпочел лестным предложениям из ЛУКОЙЛа.
Перед Гнатченко стоит самая сложная задача: ему предстоит запустить первый в России экспортный нефтепровод мощностью 28,2 млн т в год, который не будет зависеть от монополии "Транснефти" на перекачку нефти. «Я допускаю, что на каком-то этапе у нас может возникнуть конкуренция», -- сказал г-н Гнатченко.
До конца 2001 года по системе КТК ожидается экспорт 7--8 млн т нефти, а первый танкер емкостью 100 тыс. т будет отгружен в июне.
Добычи нефти в Казахстане сейчас не хватает для полной загрузки новой трубы, поэтому между "Транснефтью" и КТК заключен договор о строительстве соединительной перемычки Тихорецк--Кропоткинская мощностью более 10 млн т в год. Это позволит российским компаниям -- ЛУКОЙЛу, "Роснефти" и любым другим -- загружать КТК нефтью из Западной Сибири и других регионов России. Гнатченко уверяет, что экспортная квота российских нефтяных компаний не возрастет в результате появления нового маршрута. Ведь россиянам, чтобы попасть в трубу КТК, придется воспользоваться услугами «Транснефти», а доступ в эту систему регулирует правительственная комиссия Виктора Христенко, следящая за справедливым распределением квот.
КТК не слишком беспокоится, что нефти для прокачки по новому нефтепроводу может вдруг не оказаться. «Акционеры установили правило: либо качай, либо плати», -- сообщил гендиректор. Это значит, что компании-акционеры обязаны оплатить полный тариф за транспортировку нефти в соответствии со своей квотой, вне зависимости от того, качают они нефть или нет.
Полный тариф для акционеров составляет 25 долл. за тонну и включает в себя перевалку нефти на новом терминале в Новороссийске, который также строится КТК. «Сейчас казахстанскому предприятию «Тенгизшевройл» доставка нефти на мировые рынки обходится в среднем в 60 долл. за тонну, так что выгоды на лицо», -- сказал г-н Гнатченко. Американская Chevron, контролирующая «Тенгизшевройл», является основным акционером КТК и планирует резко увеличить добычу с пуском нового нефтепровода.
Для неакционеров тариф на прокачку будет выше, но «он все равно окажется выгодней существующих маршрутов» по системе «Транснефти» или по территории закавказских республик, считают в КТК.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ