|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банки развиваются медленнее, чем их клиенты
Олег Вьюгин, исполнительный вице-президент компании «Тройка-Диалог»
За последние полгода, как мне кажется, в целом достигнуто общее понимание того, что можно и нужно делать в области регулирования банковской системы, и даже понимание того, как ее нужно отстраивать.
Суть этой общей позиции заключается в следующем.
Во-первых, нужны изменения в законодательстве. Законодательство пока отстает от того, что реально происходит в банковской системе. Прежде всего речь идет о тех изменениях, которые усилили бы роль основных регулирующих институтов в целом, и особенно усилили бы эту роль в части осуществления процедур банкротства и ликвидации, а также ввели бы ответственность акционеров за банкротство кредитных учреждений. Это ключевой вопрос доверия к системе: если регулирующие органы и законодательство не обеспечивают сохранность активов при банкротстве или ликвидации банков, не обеспечивают эффективного надзора за кредитными учреждениями, то никогда не будет доверия ни вкладчиков к банковской системе, ни в целом клиентов к банкам.
Во-вторых, все согласны с тем, что должна быть установлена справедливая система налогообложения банков. Нет никаких экономических оснований сохранять повышенное налогообложение коммерческих банков, поскольку сегодня рентабельность банковского сектора вполне соответствует общей рентабельности корпоративного сектора.
Третье -- изменения в законодательстве, касающиеся снижения рисков собственно в банковском бизнесе. В частности, создание порядка, который поставил бы банки в более высокое положение в «очереди» требований к заемщикам при процедурах банкротства.
Наконец, стало ясно, что необходимо стимулировать процесс укрупнения банковской системы в России. Одним из шагов, с которых следовало бы начать -- и это, по-моему, сейчас хорошо понимают и в правительстве, и в ЦБ, -- введение международных стандартов отчетности как элемент прозрачности. Открытая обязательная публикация отчетов по МСБУ для всех кредитных учреждений позволила бы повысить прозрачность банковской системы. Второй шаг -- усиление требований к минимуму капитала банков. Речь не идет о том, чтобы вводить непосильные для российской банковской системы требования, а просто дать сигнал, что постоянно повышающиеся заранее объявленные Центральным банком требования будут предъявляться для всех без исключения.
Конечно, от общего понимания того, что можно было бы делать, есть большое расстояние до того, что реально будет сделано. К сожалению, исполнительная власть очень сложно и медленно работает над решением важных проблем. Принимая во внимание, что процессы слияний и поглощений в корпоративном небанковском секторе сейчас идут очень быстро, можно сделать вывод: клиент банковской системы--- корпоративный сектор -- созревает значительно быстрее, чем сама банковская система. Поэтому важно как можно скорее начать реализовывать те меры, которые касаются банковского сектора.
Проблема доверия в целом в российской экономике пока не решена. Но то, что именно в банковском секторе целью органов регулирования должно быть выстраивание таких механизмов, законов и правил, которые приводили бы к повышению доверия через требования взвешенной, надежной и профессиональной политики банков, -- это очевидно.
|