|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У брокеров будет свой рейтинг
Оценена надежность участников рынка
Вчера Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) презентовала новые информационные продукты, главным из них стал рейтинг надежности компаний. Теперь практически каждый участник рынка, имеющий хоть какую-то лицензию ФКЦБ, попадет в одну из девяти категорий, которая будет сигнализировать о степени риска работы с ним. Пока раскрыты данные только о самых надежных институтах, коих насчитывается всего 36. Окончательные решения о частоте и форме публикаций рейтингов совет директоров НАУФОР должен принять 1 февраля.
Главная задумка авторов проекта -- повысить прозрачность деятельности участников фондового рынка и снизить так называемые риски контрагента, помочь инвесторам сделать более правильный выбор. «К этому мы шли давно. Теперь пора переходить от отдельных показателей активности компаний к более агрегированным, которые должны оценивать надежность участников рынка», -- заметил исполнительный директор НАУФОР Иван Тырышкин.
В какой-то степени с помощью рейтингов достичь этой цели удается, однако, как заметил член ФКЦБ Александр Плешаков, этим не стоит увлекаться. «Думаю, что при выборе контрагента не надо ориентироваться непосредственно на рейтинг. Но все же это полезный инструмент, своеобразная система координат, которая в целом правильно отражает деятельность участников рынка», -- заметил он.
О полезности рейтинга говорит следующий факт. Расчеты, проведенные по итогам второго квартала прошлого года, определили группу самых ненадежных компаний, фактически стоящих на грани банкротства, -- их примерно около 100, и 30 из них уже прекратили свое существование.
Разумеется, рейтинг в значительной части зависит от объективных показателей, в первую очередь от масштаба бизнеса: чтобы получить максимальные оценки, компания должна иметь оборот 3 млрд руб. в месяц и выше и собственный капитал больше 100 млн рублей. Кроме того, оцениваются эффективность и надежность проведения операций, а также такой сложно определяемый параметр, как репутация.
У самих участников рынка возникло несколько вопросов, в первую очередь связанных с тем, как в рамках рейтинга учитывается деятельность аффилированных офшорных компаний. Пока эта проблема остается нерешенной, но для основной массы мелких компаний она несущественна.
Николай КУЗНЕЦОВ