|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рост экономики требует поддержки банков
Алексей УЛЮКАЕВ, первый заместитель министра финансов РФ
Банковская система России довольно успешно справляется с функцией обслуживания платежно-расчетных отношений. Однако функции, связанные с перераспределением финансовых ресурсов и повышением тем самым эффективности отечественного производства, выполняются явно неадекватно. Если мы в прошлом году имели высокий уровень инвестиций (рост более, чем на 17%), то прежде всего это самофинансирование, инвестирование из прибыли самих предприятий. Больше прибыль -- больше возможностей для самофинансирования; 85% инвестиций в основной капитал -- это собственные средства предприятий. То есть инвестирование происходило при сохранении той структуры экономики, которая сложилась прежде. Такого рода рост не может продолжаться долго, вступает в противоречие с необходимостью повышать эффективность производства. Второй элемент, который требует более активного участия банков в перераспределении финансовых ресурсов нации -- это особенность структурная. В России ярко проявляется «голландская болезнь», когда экспортные, прежде всего сырьевые, отрасли воздействуют на платежный баланс, укрепляя его, платежный баланс в свою очередь воздействует на валютный курс -- он повышается, и это угнетает другие отрасли, снижая их конкурентоспособность. Либо мы создадим механизм, позволяющий перераспределять не экспортные ресурсы, получаемые экспортными отраслями в пользу других отраслей, прежде всего производящих продукцию с высокой степенью обработки, либо будем продолжать их угнетать через механизм завышения курса.
После кризиса 1998 года банковская система продемонстрировала способность к выживанию. К сегодняшнему дню ее капитализация серьезно увеличилась, почти достигнув докризисного уровня. В 1998 году капитал банковской системы составлял примерно 6% ВВП, затем упал до 3,5%, а сегодня вырос до более чем 5%. Только за прошлый год при инфляции в 20% совокупные активы банков выросли в номинальном выражении на 30% -- это 10-процентный реальный рост. Увеличение остатков на счетах физических лиц указывает на восстановление доверия к банковской системе. Улучшается качество кредитных портфелей банков, сокращается доля просроченной задолженности реального сектора. Причем ситуация улучшилась даже по сравнению с докризисной: если тогда доля просроченной задолженности составляла 7%, то сейчас -- 4%. Улучшилась ситуации с ликвидностью, повысилась концентрация банковского капитала, особенно в регионах.
Но всего этого недостаточно, чтобы принципиально изменить ситуацию. Главная проблема в том, что сохраняется высокий уровень рисков при вложении в реальный сектор экономики. Доля банковских кредитов предприятиям не превышает 40% совокупных активов банковской системы. И самое неприятное, что этот процент не растет. Вторая принципиальная проблема: ресурсная база банков -- это прежде всего краткосрочные обязательства, обязательства до востребования. В результате все сводится к проблеме доверия: низкое доверие к банковской системе формирует краткосрочность ресурсной базы. Сохраняется значительное число кредитных учреждений, имеющих неустойчивое финансовое положение. Несмотря на некоторое увеличение концентрации капитала, все-таки она далека от международных норм и недостаточна для финансирования крупных инвестиционных проектов.
На стадии подготовки экономической программы в правительстве обсуждался вопрос об изменении налогообложения банковской системы, в первую очередь налога на прибыль банков. Поскольку государство не может непосредственно оказать влияние на капитализацию банковского сектора путем выделения денег из бюджета, оно должно найти другие механизмы -- например, добиться увеличения прибыльности банков и тем самым повысить капитализацию. Прямой путь -- оптимизация налогообложения, приведение его в соответствие с общими нормами, действующими для юридических лиц на территории РФ.
Есть набор мер, которые правительство и Центральный банк осуществляют, чтобы улучшить ситуацию в банковской системе. В части законодательства, по-моему, очень важно ужесточить требования к руководству создаваемых кредитных учреждений, к предлагаемым им бизнес-планам; усилить ответственность учредителей банков, совершенствовать требования, предъявляемые на стадии лицензирования, особенно в части анализа финансового положения акционеров кредитных организаций и возможных элементов взаимозависимости учредителей. С этими поправками в закон о банках и банковской деятельности были значительные промедления, однако теперь они согласованы и препятствий для их принятия нет.
Для улучшения положения в банковской сфере правительство и Минфин должны вести жесткую бюджетную политику, сохранять бездефицитность бюджета и даже его профицитность, что приведет к снижению «чистых» внутренних активов и позволит обеспечить низкие ставки по государственным ценным бумагам, стимулируя тем самым вложения в реальный сектор экономики, а не в финансовый.
Отдельная тема -- банки с государственным участием. По мнению Министерства финансов, существует не больше трех оснований, по которым банки с госучастием могут действовать на рынке: обслуживание населения (до тех пор, пока не принят закон о гарантиях сбережений), обслуживание внешнеэкономической деятельности (в особенности там, где это происходит на основе межправительственных соглашений) плюс поддержка экспортеров, а также финансовая поддержка проектов, призванных позитивно изменить структуру экономики, в первую очередь инфраструктурных проектов. Все остальное должно полностью оставаться за коммерческими банками.
Одна из важнейших задач -- либерализация рынка банковских услуг. В отсутствие законодательства о гарантиях сбережений граждан имеется «естественная монополия» Сбербанка России на обслуживания вкладов населения. Сам факт принятия закона о гарантировании вкладов не будет означать того, что доверие вкладчиков помимо Сбербанка распространится на все другие банки. Но законодательство должно войти в плоть реальных отношений. Должно возникнуть настоящее доверие банкам.
Часто возникают дискуссии по поводу ограничений для входа иностранного банковского капитала. И хотя в нашем законодательстве не предусмотрено таких ограничений, но при этом законодательство предполагает возможность их введения Банком России. Сегодня в рамках переговоров о вступлении России в ВТО необходимость либерализации банковского рынка становится серьезной проблемой. Вероятно, переговоры могут подвести к тому, чтобы мы отказались даже от возможностей вводить какие-либо ограничения для иностранцев в банковском секторе России. Это было бы серьезной уступкой со стороны России и должно рассматриваться в общем пакете наших договоренностей по ВТО.
|