|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фальстарт
К стволу МХАТа сделана первая прививка «Табакерки»
От нового руководителя МХАТа Олега Табакова в этом сезоне ждут обещанных реформ. Впереди постановки приглашенных режиссеров -- Темура Чхеидзе, Римаса Туминаса, Камы Гинкаса, Генриетты Яновской... Уже ставит «Кабалу святош» Булгакова Адольф Шапиро. Владимир Машков репетирует свежую английскую комедию. Но так вышло, что первой фирменно-табаковской постановкой стала пьеса известного переводчика, но начинающего драматурга Сергея Волынца «Девушки битлов». Поставил спектакль ученик и соратник Олега Табакова Александр Марин, актер, режиссер, педагог, работающий в Канаде и Японии, в МХАТе и Театре п/р Олега Табакова, в школе-студии и в Гарварде.
«Девушки битлов» явно отвечают средне-театральному представлению о спектакле «для молодежи» -- действие устроено бойкое, разноцветное, с танцами и песнями. И тема вполне доступная -- фанатки, кумиры, телешоу... Судя по всему, Олега Табакова беспокоит отсутствие у МХАТа модной ауры среди молодой публики, а сочетание из музыки «Битлз», Александра Марина и Игоря Угольникова, сыгравшего в спектакле роль ведущего телешоу, показалось ему достаточно привлекательным. Неуверенность во вкусах чужого поколения, скорее всего, и подвигла худрука МХАТа взять на себя ответственность за этот спектакль, на том основании, что, мол, у них, у молодых, видимо, так принято. Иначе не понятно, почему очевидно недопеченный полуфабрикат явлен публике.
Начинается спектакль незамысловато, но понятно -- в духе студенческих капустников разыгрывается пародия на телешоу, обычные эстрадные штампы вызывают традиционный довольный смех, Игорь Угольников и Игорь Золотовицкий пикируются с профессиональной бойкостью... Кордебалет из четырех юношей-ассистентов под водительством режиссера телешоу в исполнении Александры Скачковой разыгрывает простенькие шутки... Но тут появляются девушки, а в месте с ними и основная тема спектакля -- всевластье мечты, любви и ливерпульской четверки. Сюжет, спервоначалу бывший вполне понятным -- на шоу приглашен автор книги про девушек, имевших (или придумавших себе) в прошлом случайную встречу с кем-то из «Битлз», -- теряет всякую связность. По замыслу драматурга и постановщика, начинается «веселый абсурд». Если в первой истории -- девушки с бензоколонки, проспавшей ночь рядом с Ринго Старром, -- еще концы с концами сходятся, то следующие героини: галлюцинирующая Люси с пистолетом и таблетками, сладострастно извивающаяся Сэди, манерная и сверкающая Мишель -- совершенно запутывают не только героя Угольникова, но и публику. Зрители, ошалевшие от смены реальностей, радостно отзываются уже исключительно на реплики «ничего не понимаю» и «нас всех тошнит». Когда у зрителей окончательно едет крыша, действие переносится в сумасшедший дом, режиссерша оказывается докторшей, ее мальчики выходят загримированные под Ленина, Карла Маркса, Маяковского и Эйнштейна. Последний лихо отплясывает под музыку «Битлз» и аккомпанемент собственной скрипки. В общем мир оказывается вполне безумный, безумный, безумный... К финалу все участники вновь оказываются в телестудии, последние кавычки закрываются, девушки с отвагой школьного ВИА поют очередную песню «Битлз» и на прощание обнимаются, берутся за руки, а циник-телеведущий, вдруг понявший ценность настоящих чувств, остается за пределами их круга -- говорящих друг другу комплименты.
Совершенно очевидно, что фантазии на темы песен «Битлз» вместе с воспоминаниями об ушедшей молодости вдохновили постановщиков на это лирическое попурри. Однако на пути от простейшего капустника к созданию театральной метафоры создатели излишне увлеклись и потеряли публику. И это в спектакле, который, очевидно, задумывался вовсе не как эксперимент, достойный театральной академии, а именно как приятный и развлекательный пустячок. Впрочем, слово «очевидно» не совсем подходит к случаю -- именно с коммуникативными способностями у Марина и Волынца оказались самые большие проблемы. Вполне может быть, что ребята старались и вложили душу в это излишне затейливое и невнятное зрелище именно ради нового слова в искусстве. Тут уж поди знай.
Алена СОЛНЦЕВА