Время новостей
     N°13, 26 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2001
Звезды говорят
Совет безопасности утвердил российскую космическую доктрину
В четверг в Кремле обсуждались весьма далекие от земных проблемы. Прошедшее под председательством Владимира Путина заседание Совета безопасности было посвящено перспективам космической деятельности России. Главным вынесенным на обсуждение Совбеза документом стала комплексная среднесрочная программа «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности» -- нечто вроде национальной космической доктрины на ближайшее десятилетие.

Значительная часть обсуждавшихся на заседании проблем относилась к деликатной сфере «военного космоса», а посему имела высшие степени секретности и какой-либо огласке не подлежит. Как признался зам. секретаря СБ Алексей Московский, в подготовленных экспертами документах «была выражена серьезная озабоченность снижением объема вклада космических систем в обеспечение обороноспособности страны». Причем о степени этой «озабоченности» можно судить хотя бы по тому, что из двух выступавших на заседании докладчиков -- начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина и директора Росавиакосмоса Юрия Коптева -- главным оказался именно генерал Квашнин. Ему было предоставлено не только право выступить первым со своим сообщением, но и большая часть отведенного регламентом времени. В принципе это неудивительно. Российский «военный космос» вступает сейчас в крайне болезненный период очередных трансформаций.

Владимир Путин только что завизировал «Программу военного строительства России на 2001--2005 гг.», которая предписывает уже в нынешнем году сформировать новый род вооруженных сил -- Космические войска (правда, по словам г-на Московского, название это является рабочим и в будущем может быть изменено). Новорожденный род ВС должен включить в себя части РКО (ракетно-космической обороны) и ВКС (военно-космических сил), которые с 1997 года входили в состав Ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, затянувшийся спор маршала Сергеева и генерала Квашнина о том, какими путями должна идти российская военная реформа, похоже, завершился в пользу начальника Генштаба. По крайней мере, Космические войска отныне поступят именно в его прямое подчинение.

Кстати, вчерашнее заседание Совбеза дало наконец-то и внятный ответ на вопрос, почему столь ожесточенной была борьба за «военный космос», который каждая из сторон хотела видеть в своем подчинении. Как заявил по окончании заседания глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, СБ утвердил список «систем двойного назначения» (т.е. тех, которые могут применяться как в интересах военных, так и для сугубо мирных задач), которые Министерство обороны отныне сможет использовать для оказания коммерческих услуг. Таким образом, военные космические аппараты теперь смогут стать источником «живых денег», которыми военное ведомство не слишком-то избаловано. Правда, главный смысл коммерциализации «военного космоса» заключается все же в том, чтобы часть расходов на поддержание боеспособной орбитальной группировки переложить с бюджета Минобороны на гражданских пользователей космических услуг (как российских, так и зарубежных). Впрочем, на чем основывается оптимизм военных «космонавтов и мечтателей», не вполне понятно. По крайней мере до сих пор неоднократные попытки перевести «военный космос» хотя бы на частичную «самоокупаемость» успеха не имели. Серьезно не удалось пока раскрутить ни одну из подобных программ: ни использование в коммерческих интересах военных навигационных спутников ГЛОНАСС, ни попытки развернуть на базе космической спецсвязи ГРУ коммерческую систему «Гонец», ни конверсионные запуски гражданских спутников межконтинентальными баллистическими ракетами.

Юрий ГОЛОТЮК