|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стиральная машина балтийского побережья
ПАСЕ обвинила Латвию в отмывании "грязных" денег
Латвийские власти приняли решение о создании специальных следственных групп, которые будут расследовать случаи отмывания денег финансовыми структурами страны. Это решение стало реакцией на доклад Совета Европы, распространенный на днях среди участников ПАСЕ. В нем отмечалось, что Латвия превратилась в один из крупнейших транзитных коридоров, через который легализуются миллионные средства, в первую очередь из России и стран СНГ. Несмотря на это, как указывает Совет Европы, до марта 2000 года в Латвии не было передано в суд ни одного уголовного дела, связанного с легализацией.
Российские спецслужбы новые инициативы полиции Латвии восприняли с приятным удивлением. Только за последний год российские силовики столкнулись с целой группой латвийских банков и предпринимателей, при помощи которых, по самым скромным подсчетам, было отмыто, а потом и вывезено из России не менее полумиллиарда долларов. Причем, как считают специалисты, эта цифра занижена как минимум в два-три раза.
Чаще всего для легализации денег используется довольно простая схема: представители крупных банков создавали фирмы-«помойки» (зарегистрированные на поддельный или утерянный паспорт) со счетами либо в офшорных филиалах этих банков, либо в подконтрольных им более мелких финансовых структурах. Затем предприятия, желающие отмыть деньги, заключали с фирмами-«помойками» фиктивные контракты, переводили на их счета деньги, а потом по сложной цепочке уводили их на счета хозяев в латвийских банках. Оттуда деньги либо забирались в чемоданчиках наличными, либо шли в западные страны. Хотя, конечно, нередко для отмывки использовались и более сложные схемы.
Самым крупным расследованием вокруг латвийских финансовых структур стало так называемое дело Cassaf-bank. Его организовал гражданин Латвии Алексей Ушаков, а услугами банка пользовалась весьма разношерстная группа -- от крупных мошенников до воротил нефтяного бизнеса. Всего общими усилиями через эту финансовую структуру было отмыто и вывезено из России более 300 млн долларов. Причем значительная часть «грязных» денег перекочевала на счета Трасткоммерсбанка (ТКБ), тоже расположенного в Латвии. Кстати, с ТКБ пришлось столкнуться и представителям российской ФСБ. Оперативникам удалось выявить работавший прямо на территории посольства Латвии филиал этого банка -- ТКБ «Моспром», при помощи которого из страны уплыло как минимум еще несколько десятков миллионов долларов. Другой латвийский банк -- Айзкраувлекс Банк -- фигурирует в расследовании, проводимым МВД России. Как считают следователи, на его счета через фирмы-однодневки перекочевало порядка 10 млн долларов из российской компании «Грос».
До сих пор расследуется уголовное дело и в отношении Cometa-bank, организованного латышами Агрисом Фрейфалтсом и Агнисом Лиепиньшем. Их банк также «отмывал» и вывозил деньги, и в этой истории, как утверждают российские спецслужбы, были задействованы финансовые структуры Латвии.
Александр ШВАРЕВ