|
|
N°13, 26 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крестьянин торжествует
Депутаты объявили частичную земельную амнистию
Свершилось! Данное 36-й статьей Конституции 1993 года право россиян иметь в частной собственности землю из декларативного, возможно, станет реальным. Вчера Дума разблокировала 17-ю главу Гражданского кодекса «Право собственности и другие вещные права на землю». Теперь владение и распоряжение участками будет происходить не по понятиям контролирующих конкретные пространства чиновников, а по правилам, установленным ГК.
Закон, размораживающий земельные отношения, пока принят лишь в первом чтении. Из свободного оборота по-прежнему исключены земли сельхоззначения. Более того, условия их включения в оборот усложнены: помимо Земельного кодекса должен быть принят и закон об особенностях оборота сельхозземель. Но иначе у досрочной разморозки 17-й главы почти не было шансов: декабрьская попытка автора идеи -- фракции СПС -- потерпела полное фиаско. И тогда правые подхватили предложение видного знатока аграрных отношений Геннадия Кулика (ОВР) пожертвовать до поры сельскими землями, чтобы легализовать оборот городских и промышленных.
Но, несмотря на эти уступки, левые негодовали. Аграрный вождь Николай Харитонов заклинал вчера коллег именем Путина, который лично обещал вот-вот ввести Земельный кодекс без оборота сельхозземель. Последним аргументом знатока крестьянских душ был вопль, что «принятие этого закона превратит всех в рабов». Его поддержал коммунист Юрий Никифоренко, прокричав, что те, кто будет голосовать «за», «ненавидят крестьян». Это прозвучало странно, поскольку крестьянские земли под 17-ю главу пока не подпадают. Финальный призыв противоположной стороны -- Павла Крашенниникова (СПС) -- был столь же неудачным: «Пусть те, кто читал 17-ю главу, проголосуют». К счастью, его не поняли буквально, иначе вместо 229 голосов было бы максимум 20.
Но и эмоциональные вопли об избирателях, и различающиеся данные статистики, и экскурсы в историю вопроса, и политические наезды, и попытки правовых комментариев были бессмысленны. Хотя при голосовании столь спорных вопросов, особенно вечером в конце трудовой недели, возможны неожиданные сбои, и те, кто кричал: «Караул!», и те, кто кричал: «Да здравствует!», знали, что результат предрешен. Владимир Путин пообещал легализацию земельных отношений правым. Левые уверяют, что он обещался и им: не трогать сельхозземель. И хотя г-на Харитонова удивляет, как «президент может обещать одним одно, другим -- другое», противоречия нет. То, что 17-я глава активизирована, но сельские земли исключены из оборота, говорит о том, что г-н Путин держит слово и перед правыми, и перед левыми.
Источники в Кремле уверяют, что президент не решил для себя вопрос о земле, а потому медлит с Земельным кодексом. Но к какому бы решению г-н Путин ни пришел -- полная земельная свобода или ограниченная, -- в Думе уверены, что он в отличие от Бориса Ельцина сумеет настоять на своем видении земельных отношений.
Впрочем, пока Владимир Путин размышляет над новым для него вопросом, опытные специалисты уже придумывают схемы рыночного оборота сельских земель. Геннадий Кулик, например, предлагает начать с их залога. Дать право крестьянам закладывать в уполномоченном государством банке (г-н Кулик даже знает подходящий -- Россельхозбанк) до 70% их земель и получать под них кредиты. В случае их невозврата земля переходит в руки государства. На этом г-н Кулик остановил бег своей творческой мысли (а она уже оформилась в виде законопроекта), возможно, осознанно. Как распоряжаться этой землей -- пусть придумывают другие: есть способы, приятные левым, -- национализация и создание колхозов, и правым -- продажа эффективным фермерам. Главное начать. «А решить земельный вопрос в России нельзя...» -- на этом г-на Кулика оборвала Любовь Слиска. А конец фразы наверняка был жизнеутверждающим -- например, нельзя решить окончательно.
И это правда. Ведь с частичным разблокированием 17-й главы все только начинается. По словам замлидера «Яблока» Сергея Иваненко, это всего лишь «процесс легализации или амнистии» тех земельных отношений, которые стихийно сложились за последние десять лет, пока политики решали, как решить земельный вопрос. Теперь им желательно поскорее придумать, что делать с землей на свободе.
Cветлана ЛОЛАЕВА
Что думают риэлторы
Сергей Рябокобылко, административный директор Stiles&Riabokobylko (услуги по коммерческой недвижимости): -- Я не думаю, что это решение что-либо кардинально изменит в короткие сроки. Это больше политический жест, но сейчас этот жест очень кстати. Сейчас растет интерес западных инвесторов к проектам, связанным с недвижимостью. Поэтому это решение Думы воспримут положительно.
Глава РАН «САВА», вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев: -- Это исключительно политическое решение. Пока не будет инструментария (описанного в Земельном кодексе), реально это положение работать не будет. Не понятно, кто будет определять назначение земли, какую законную силу будет иметь решение этих людей. На местах появятся свои подходы, это вызовет произвол и приведет, скорее всего, к обогащению чиновников, которые ответственны за принятие решений. Конечно, если будет четкое правительственное регулирование, то можно избежать самодеятельности, но я сомневаюсь, что оно будет. Положительное в этом решении Думы -- фактически будут узаконены сделки по продаже земли, которые были в регионах, права граждан будут более прозрачными. Москву же это решение может подтолкнуть к разработке рыночной модели по предоставлению участков под застройку.
Сотрудник отдела исследования рынка компании Colliers HIB (консультации по недвижимости) Полина Кондратенко: -- Это решение скорее хорошая новость, чем плохая. Все давно ждут права собственности на землю, его отсутствие тормозит развитие рынка недвижимости. Сейчас у инвесторов существует риск, что отберут землю, которая им не принадлежит, а вместе с ней и здание, которое было построено инвестором на этой земле. Другое дело -- организация продажи земли. Я не думаю, что в принятом акте не будет совсем никакого инструментария. Скорее всего, описания механизма продажи будут не идеальными, но ведь это новая для нас проблема, и с чего-то нужно начинать.
Беседовала Полина ЗВЕРЕВА
Что думают эксперты
Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Елена Тюрина:
-- Разблокирование 17-й статьи ГК -- это, безусловно, благоприятное событие для большинства инвесторов, после чего приток инвестиций в «землю» значительно увеличится. Большинство крупных компаний, торгующих зерном, уже участвует в производстве. Впрочем, сейчас они могут работать по двум схемам: авансирование, когда компания дает средства под залог будущего урожая, и аренда земли. Однако оба варианта не очень удобны для инвесторов. При авансировании постоянно возникают проблемы с возвратом средств, коэффициентом обмена (этот коэффициент используется при обмене зерна на ГСМ, удобрения. -- Ред.). Аренда, конечно, более интересный вариант, однако и он имеет массу изъянов. У компаний, арендаторов, сейчас нет никаких гарантий, что договора не будут расторгнуты в любой момент. К тому же не у всех собственников оформлены документы на землю. В то же время сейчас арендатор не стремится улучшать инфраструктуру арендуемых участков. Собственность на землю кардинально изменит ситуацию.
Экс-замминистра сельского хозяйства Леонид Холод:
-- Оборот сельскохозяйственных земель, безусловно, нужен. Нужен четко регулируемый рынок, который в течение времени можно будет либерализовывать. Однако прежде необходимо создать нормальную рыночную инфраструктуру (четкий и законченный земельный кадастр, земельные банки, инструменты, обеспечивающие залог земель, и т.д.). Пока ничего этого нет. Сейчас даже не у всех собственников оформлены бумаги на землю. К тому же сейчас ситуация в АПК абсолютно непрозрачная, и в этих условиях просто взять и разрешить продажу земель нецелесообразно. Логичнее было бы принимать Земельный кодекс, а вопрос об обороте сельхозземель вынести в отдельный закон.
Беседовал Василий ВЕРБИН
Вечный проект
19 июня 1994 г. -- проект Земельного кодекса внесен правительством в Думу.
14 июля 1995 г. -- Земельный кодекс одобрен депутатами в первом чтении.
17 апреля 1996 г. -- принят во втором чтении Думой.
22 мая 1996 г. -- утвержден в третьем чтении.
26 июня 1996 г. -- думский проект отклонен Советом Федерации. Создается согласительная комиссия для выработки компромиссного варианта.
11 июня 1997 г. -- Дума утверждает в третьем чтении новую редакцию кодекса.
3 июля 1997 г. -- Совет Федерации одобряет Земельный кодекс.
21 июля 1997 г. -- президент Борис Ельцин отклоняет кодекс. Мотивы: проект содержит положения, которые противоречат Конституции и Гражданскому кодексу.
24 сентября 1997 г. -- Дума после повторного рассмотрения проекта принимает его в прежней редакции.
18 февраля 1998 г. -- Совет Федерации после нескольких переносов рассмотрения отклоняет Земельный кодекс.
22 апреля 1998 г. -- Дума утверждает в очередной раз обновленный проект кодекса, включив в него предложения президента.
20 мая 1998 г. -- проект одобрен Советом Федерации.
3 июня 1998 г. -- проект возвращен президентом в Думу без рассмотрения. Мотивы: президент не согласен с тем, что Дума учла его предложения, принимая кодекс.
16 июля 1998 г. -- Дума в первом же чтении отклонила новый -- третий по счету -- вариант проекта Земельного кодекса, который учитывал предложения президента.
23 декабря 1998 года -- Дума после настойчивых предложений президента рассматривает проект на пленарном заседании и вновь отклоняет. Левое большинство второй Думы устраивал только такой вариант, который исключал бы из оборота сельхозугодья.
18 июля 1999 года -- Дума благодаря фракции КПРФ заблокировала последнюю попытку президентской администрации провести проект Земельного кодекса.
|