|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Параллельный контроль
Региональные законодатели начали исправляться и без «силовых» полномочий Минюста
Регионы становятся более законопослушными, заявил на прошедшей вчера расширенной коллегии Минюста глава этого ведомства Юрий Чайка. Такой вывод он сделал на основании того, что в последнее время на экспертизу в Министерство юстиции присылаются все более «чистые» с юридической точки зрения региональные акты. На сегодняшний день Минюст уже завершил основную часть экспертной работы: из 3829 незаконных актов 1338 приведены в соответствие с федеральным законодательством. Основной же проблемой, как пояснил г-н Чайка нашему корреспонденту, стала отмена ранее принятых актов.
Как ни странно, «чистки» региональных документов могут привести к конфликту между Минюстом и прокуратурой. Минюст в отличие от прокуратуры не обладает надзорными полномочиями, в частности он не может даже самостоятельно обжаловать в суде региональные и ведомственные акты. Наделить Минюст таким правом -- мечта уже не первого руководителя этого ведомства. Но мечты остаются мечтами, так как Кремль явно пока не готов к такой реформе. Представитель президента на коллегии замглавы администрации Дмитрий Козак лишь вскользь коснулся проблемы передачи полномочий по общему надзору за соблюдением законодательства от прокуратуры к Минюсту, заявив, что «все спорные вопросы необходимо завершить как можно скорее». Каким образом, г-н Козак не уточнил. Юрий Чайка также предпочел уклониться от ответа на этот вопрос. Идти на открытый конфликт с прокуратурой он явно не готов, тем более что не чувствуется и реальной поддержки Кремля в этом вопросе. К слову, Владимир Путин, недавно посетивший аналогичное прокурорское мероприятие, первоначально обещал почтить своим присутствием и Минюст, но в последний момент, сославшись на занятость, не приехал.
Очевидно, что пока все преимущества на стороне прокуратуры. Сочетающая надзорные, правоохранительные, силовые и правовые функции, на данном этапе она вполне устраивает Кремль. Минюсту же, возможно, позволят осуществлять «параллельный» законодательный контроль. Однако когда это произойдет, сказать трудно. И вообще этому ведомству посоветовали больше заниматься проектами. По словам Дмитрия Козака, обеспечение законотворческой деятельности правительства должно стать ключевой задачей Минюста. «Мы привыкли писать законы-декларации, -- сказал он, -- в то время как каждый закон должен содержать механизмы его реализации. То же касается и нормативных актов правительства. В условиях, когда необходимо принятие правительством быстрых и очень необходимых радикальных решений, все решения принимаются в условиях консенсуса. Это заимствовано из прошлого времени».
Филипп СТЕРКИН