|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Робинзон с грузом
Блокбастер Роберта Земекиса выходит в московский прокат
Роберт Земекис -- один из наиболее мастеровитых и хватких ремесленников Голливуда -- открыл на планете очередной робинзоновый сезон. В его новой картине «Изгой» (Cast Away) Том Хэнкс играет служащего Federal Express, чудом выжившего во время авиакатастрофы, выброшенного волной на берег необитаемого острова в Тихом океане и проведшего в вынужденном уединении почти четыре года. Любому нормальному человеку мало не покажется, а уж тем более герою Хэнкса -- прирожденному торопыге и аккуратисту, который, случись ему отвечать на классический вопрос с подмосковного привокзального плаката «Что тебе дороже -- жизнь или сэкономленные минуты?», не раздумывая, выбрал бы второе. К слову, сам Земекис тоже из этой породы -- пока съемки «Изгоя» задержались, чтобы дать Хэнксу возможность сбросить необходимые килограммы и отрастить бородищу, режиссер (вполне в духе Роджера Кормана) ангажировал часть съемочной группы и в спринтерском темпе сварганил отличный триллер «Что скрывает ложь». И заработал много долларов. Время -- деньги.
Как и всякая робинзонада, «Изгой» держится прежде всего на главном герое. И Том Хэнкс не самый худший вариант. Одно удовольствие наблюдать, как вваливается и покрывается густой растительностью его круглое лицо, до боли знакомое по политкорректным драмам и леденцовым любовным историям. Как исчезает без следа уютное обывательское пузцо. Как покрываются цыпками ноги, привыкшие топтать подмостки высоких аудиторий, где Хэнкс то и дело получает призы и награды. Праведная антибуржуазная радость наполняет сердце: не все коту масленица -- люби и саночки возить. Впрочем, как ни злорадствуй, глядя на все это, Хэнкс и на этот раз не остался без сладкого: его уже успели одарить «Золотым глобусом» за лучшую роль в драме, и уж точно никуда ему не деться от номинации на грядущего «Оскара».
Впрочем, Хэнкс Хэнксом, а Земекис -- Земекисом. Что бы ни сотворил создатель трилогии «Назад в будущее», смотреть это будет по определению интересно. Вот и на «Изгое» тоже не жалеешь о напрасно потраченном времени. Смотреть его стоит хотя бы ради сцены авиакатастрофы, показанной во всей разрушительной спецэффектной роскоши: кажется, что еще секунда -- экран прорвется изнутри и на опешивших зрителей низвергнутся потоки океанской воды вперемежку с обломками злополучного летательного аппарата. Плюс полный набор отшельничьих увеселений, вроде добывания огня трением, постройки маленького плота (который в результате и впрямь оказывается вовсе не так уж плох и приносит Тома Крузо к спасению) или охоты на ракообразных с помощью подручных средств. Такое пропускать нельзя.
Но нельзя и забывать о том, что в кинематографических святцах «Изгой» проходит не в категории приключенческого фильма, а по разряду драмы. Поэтому с того момента, как хэнксовский персонаж оказывается-таки дома и до финальных титров проходит еще минут сорок. За это время почтарь успевает понять, что никому из своей прошлой жизни больше не нужен, невеста ушла к другому, а интересен он только репортерам. Ожидаешь, что после этого он вернется на остров, но не тут-то было.
В один из первых дней своего пребывания на части суши, со всех сторон окруженной водой, будущий изгой находит среди обломков самолета выброшенные на берег посылки. Наполнены они всевозможным бесполезным барахлом (особое умиление вызывает новехонькая пара коньков), которое, впрочем, так или иначе все равно идет в дело. Но одна посылка так и осталась нераспечатанной. И спустя четыре года герой Хэнкса доставляет ее владельцу. То есть поступает как положено. По-голливудски. По-хэнксовски.
Он так и не узнал, что было в последней посылке. Не узнают этого и зрители. Но почему-то кажется, что в ней был водонепроницаемый спутниковый мобильный телефон с международным роумингом и бесконечным кредитом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ