|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братцы, жэ ву при!
Эмир Кустурица сыграет в Москве с группой The No Smoking Orchestra
Знаменитый режиссер, автор недавнего кинохита «Черная кошка, белый кот» и неоднократный триумфатор Каннского фестиваля, -- он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Зачем знаменитому на весь мир кинорежиссеру играть в составе какой-то дурака валяющей группы? А просто так получилось...
В юности Эмир Кустурица был панком и хотел, конечно, играть в группе. В середине 80-х он присоединился к коллективу под названием No Smoking из Сараева, первой панк-группе на территории всей тогдашней Югославии. В качестве инструмента он выбрал бас-гитару, наивно предположив, что "с четырьмя струнами управляться легче, чем с шестью". Но даже при таком легкомысленном отношении к делу группа успешно гастролировала, выпускала пластинки и искала новые формы самовыражения. На одном из альбомов тех лет, кстати, впервые появляется потрясающая психоделическая мелодия Горана Бреговича, которая впоследствии получила название TV Screen и вошла в саундтрек к фильму Кустурицы "Мечты Аризоны" в исполнении Игги Попа. Несмотря на творческие успехи, группу преследовали неприятности -- гонения со стороны режима Иосипа Броз Тито, что, конечно же, характеризует коллектив с самой лучшей стороны. Когда титовский режим рухнул, No Smoking вздохнули с облегчением, но басист-неудачник Кустурица уже стал "большим режиссером" и в коллективе не играл, а музыку для его модных фильмов писал модный этно-композитор Горан Брегович. Правда, многолетнее плодотворное сотрудничество режиссера и композитора распалось в период работы над "Черной кошкой", и вот тогда-то, к счастью, Кустурица не нашел ничего лучше, как обратиться к старым друзьям из No Smoking с просьбой сочинить несколько ироничных музыкальных тем для звукового оформления фильма. Так практически каждый эпизод этой безумно веселой картины оказался озвучен забавной еврейско-цыганско-балканской и бог-знает-какой еще темой. Любопытно отметить, что у нас в стране пиратский вариант компакт-диска с саундтреком был беззастенчиво озаглавлен "Музыка Горана Бреговича", хотя ироничные песенки группы лишь формально напоминают серьезные пьесы Бреговича.
В прошлом году Эмир Кустурица присоединился к группе в качестве гитариста, а его сын Стрибор -- в качестве барабанщика. Коллектив, теперь уже под названием Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra, выпустил на мировой музыкальный рынок альбом с интернациональным названием Unza Unza Time. В песнях, спетых на нескольких европейских языках, слышатся прямые цитаты из бесчисленного количества "народных музык" Балкан, которые объединяет одно: безудержное веселье. Этот стиль музыканты и называют unza unza. Описывать его -- занятие бесперспективное, но можно провести литературную параллель со знаменитым в середине 80-х романом Василия Аксенова «Остров Крым». В нем несколько раз цитируется специально сконструированная писателем идиотская песенка с безвкусными рифмами: Город Запорожье/ Sanitation Free/ Вижу ваши рожи,/ Братцы, je vous pris! Как вы понимаете, песенка должна была символизировать бескультурье на стыке культур и интернациональную пошлость как символ утраты исторических корней. Но это в 80-е, а сейчас такие вот франко-запорожские варианты -- самое оно.
Это о музыке. А концертные выступления музыкантов, говорят, вообще больше похожи на цирк. 31 января этот цирк мы сможем наблюдать в ГЦКЗ "Россия", начало в 19.00.
Александр БЕЛЯЕВ