|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коровы уходят с рынка
Европейское животноводство прощается с потребителями
Мировой рынок говядины в шоке. Болезнь Кройцфельда-Якоба (губчатый энцефалит) или попросту коровье бешенство, эпидемия которой разразилась в Европе второй раз за последние десять лет, заставляет потребителей отказываться от любимых бифштексов. В 2000 году европейцы съели на 7 млн тонн мяса меньше, чем в 1999-м. Потребление говядины в странах ЕС с октября прошлого года, когда были зарегистрированы первые случаи коровьего бешенства, уменьшилось на 27%, а цены на нее упали на 26,2%.
Похоже, что рынок, оборот которого только в Европе оценивался в миллиарды долларов, сокращается безвозвратно. Только в Германии планируется забить до 400 тысяч коров. А новый министр сельского хозяйства Рената Кюнаст уже предупредила, что если хотя бы одна корова в стаде окажется зараженной, будет ликвидироваться все стадо. По мнению немецких специалистов, спасти ситуацию может только полный отказ от промышленных методов разведения животных и возвращение к натуральным кормам. Говядины будет меньше, но с учетом обвального падения потребления и этого вполне хватит. Испанские мясники (в Испании забивают до 7 тысяч коров ежедневно) считают, что в ближайшие месяцы потребление говядины сократится на 70%, так что небольшие фермерские хозяйства вполне могут обеспечить мясом сузившийся рынок. Дело это, однако, весьма затратное -- одна Бавария планирует потратить 2,5 млрд евро на организацию традиционных животноводческих ферм.
Впрочем, не все в Европе разделяют готовность германских скотоводов вернуть буренок на пастбища. Власти португальских Азорских островов решили попросту забить все поголовье крупного рогатого скота. Нет коров -- нет проблем.
Португальцев можно понять: гвоздь в крышку гроба европейского мясного рынка готовы вбить крупнейшие импортеры европейской говядины -- арабские страны, одна за другой закрывающие свои рынки. Запрет на закупки в странах ЕС крупного рогатого скота и говядины (который распространяется на все виды мясных изделий при любых способах их хранения), а также фуража и кормовых добавок для скота введен в Саудовской Аравии, Катаре и Бахрейне. В Арабских Эмиратах запрещен импорт говядины из Великобритании, Франции, Швейцарии и Португалии. Закрывает свой рынок и Россия. Во вторник у нас введен запрет на импорт крупного рогатого скота из трех германских земель -- Баварии, Шлезвиг-Гольштейн и Нижней Саксонии. В декабре Москва уже отказалась от импорта крупного рогатого скота из Голландии, Португалии, Швейцарии, Ирландии, Франции и Великобритании. Причем главный ветеринарный инспектор России, руководитель департамента ветеринарии Минсельхоза Михаил Кравчук официально заверил, что «случаев коровьего бешенства на территории России не зарегистрировано». И неудивительно -- если немцы только собираются внедрять «традиционные технологии животноводства», то у нас от них не успели отказаться. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Однако не исключено, что традиционные технологии просто не успеют спасти европейских производителей. Освободившееся место уже готовы занять конкуренты. На прошлой неделе французская фирма Carrefour, владеющая крупнейшей сетью супермаркетов по всей Европе, заявила, что переходит на аргентинское мясо. Аргентинские мясники уже начали рекламную кампанию в Германии и надеются в этом году довести свой экспорт до 1 млн тонн. Правда, и в ЕС, и в США существуют ограничения: в Западную Европу Аргентина может импортировать всего 28 тыс. тонн говядины, в Штаты -- 20 тыс. тонн. Но аргентинцы надеются взять эту баррикаду под лозунгом «Аргентинская говядина -- единственное спасение от коровьего бешенства». Если аргентинский проект осуществится, европейский мясной рынок ждут серьезные ценовые войны. Как показывает российский опыт, себестоимость килограмма мяса, произведенного «дедовским способом», куда выше, чем при использовании современных кормов и технологий.
Василий ЛЬВОВ