|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Колбасная гласность и мясная демократия
«Я хочу снова наслаждаться пищей без страха за свою жизнь», -- вот лейтмотив проходящей сейчас в Берлине «Зеленой недели» -- крупнейшей ежегодной мировой ярмарки продовольствия. В павильоне 3.2 установлено чучело огромной коровы, и те, у кого особенно накипело, могут приколоть к нему записки со своими предложениями по поводу преодоления мясного кризиса. Самые неизлечимые мечтатели требуют гласности -- «открытых ворот крестьянских дворов» от скотоводов и «прозрачной переработки сырья» от мясников.
Последние, надо сказать, мгновенно отреагировали на тревоги покупателя. В супермаркетах на колбасах и сосисках, поступивших в продажу еще до начала скандала вокруг «коровьего бешенства», тут же появились красные наклейки: «Гарантированно без говядины». Хотя на оригинальных упаковках такой маркировки не было. Да и о самом понятии «говядина», как выяснилось, в правовом государстве можно еще и поспорить. Равно как и об обязанности декларировать ее наличие в отдельных частях готового продукта. Например, указывать на упаковке состав съедобной оболочки сосиски производитель не обязан -- покупателю следует сообщать лишь о том, что у нее внутри. Стало быть, можно спокойно делать оболочку из бешеных коров, конечный продукт -- та самая сосиска -- будет «гарантированно без говядины». Что же касается «внутренностей» сосиски (равно как и любой колбасы), то с 1 октября 2000 года составлен список субпродуктов «нон грата»: мозги, костный мозг, глаза, миндалины и половые органы. В остальном торжествует мясная демократия: все, что не запрещено, -- разрешено. Тем более что в дополнение к «мясу» в колбасах «нахимичено» еще до 170 всевозможных добавок -- связующих, ароматизирующих, красящих, усиливающих вкус и консервирующих, чтобы сделать продукт более аппетитным в глазах потребителя.
Юрий ШПАКОВ, Берлин