|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто ответит за нелетную погоду?
Турфирмы создают свой кодекс чести
Новогодний срыв чартерной программы авиакомпании «Русавиа» задал тему общественных слушаний по безопасности туризма, проведенных во вторник информационной службой «Банко». Чтобы проанализировать эту грустную историю, в ходе которой «Русавиа» потеряла свое место на рынке, ее партнеры -- много денег, а их общие клиенты-туристы -- кучу нервов, «Банко» попыталась собрать в одном зале авиакомпании, туристические фирмы и государственные регулирующие органы. Ожидалось, что дискуссия даст «сухой остаток» в виде неких правил или принципов, которые будут добровольно приняты участниками рынка и исполнение которых позволит избежать в будущем повторения таких ситуаций, какая случилась с «Русавиа».
В реальности выработка взаимоприемлемых принципов оказалась осложнена двумя обстоятельствами. Во-первых, приглашенные авиакомпании в массе своей слушания проигнорировали. От перевозчиков на мероприятие явились только представители компании «Ист Лайн». Во-вторых, как единодушно пожаловались собравшиеся руководители турфирм, сорвать чартерный рейс может кто угодно из участников этого сложного оргмероприятия: сама авиакомпания, консолидатор (туркомпания, фрахтующая рейс, а потом перепродающая его по частям другим турфирмам) или даже туроператор, взявший (но не оплативший) крупный блок мест. Но материальные потери в соответствии со сложившейся практикой несет всегда один и тот же участник организационной цепочки, а именно турагентство, которое непосредственно контактирует с туристом.
Александр Преображенский, директор агентства «Магазин путешествий», выказал крайний пессимизм по поводу того, что эта практика может быть как-то изменена в обозримом будущем.
Деятели турбизнеса перебрали несколько вариантов решения проблемы (страховка от невылета через страховую компанию, работа исключительно с лицензированными и проверенными временем партнерами) и пришли к выводу, что ни одна из этих мер ничего не гарантирует.
В итоге общим голосованием было решено, что материальную ответственность за рейс во всех проблемных ситуациях должна принимать на себя организация, продавшая перевозку турагентству (в разных случаях такой организацией может быть либо сама авиакомпания, либо турфирма-консолидатор). Кроме того, решено, что договор между авиакомпанией и заказчиком рейса в части организации перелета не может составлять коммерческую тайну, а должен быть доступен заинтересованным турагентам. «Банко» открыла реестр турфирм, готовых подписаться под этими принципами и руководствоваться ими в деловой практике.
Свой особый взгляд на благородное начинание высказал на встрече замруководителя департамента туризма Министерства экономики Андрей Тютюнник: «Это джентльменское соглашение, которое при возникновении конфликтной ситуации, я уверен, будет моментально забыто».
Михаил КУКУШКИН