|
|
N°12, 25 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем сердце успокоится
Итоги «Ликов любви»
Последний день «Ликов любви» оказался переполнен событиями, приятными и не очень. Наконец-то прибыла главная приглашенная звезда фестиваля -- интернациональный актер Кристофер Ламберт, более всего известный зрителям по роли Тарзана, а также работам в «Подземке» Люка Бессона и киносериале «Горец», четвертая часть которого только вышла в российский кинопрокат. Дружелюбный и слегка рассеянный Ламберт отведал российской кухни (как выяснилось, у актера появился свой бизнес в пищевой промышленности), побывал на Красной площади и получил из рук Олега Табакова и Марины Зудиной приз за вклад в киноискусство. На пресс-конференции быстро выяснилось, что, к счастью для себя и к несчастью для зрителей, Ламберт совершенно не отдает себе отчета в том, куда идет его актерская карьера. Во всяком случае он совершенно серьезно сообщил, что считает четвертого «Горца» -- откровенную халтуру -- возвращением к духу оригинала. Кто знает, какие законы управляют актерскими судьбами и почему в один прекрасный день второсортный актер из фильмов Роджера Кормана превращается в мировую звезду по имени Джек Николсон, а исполнитель главных ролей в фильмах Бессона и Феррери Кристофер Ламберт скатывается к фильмам категории Z. В любом случае у Ламберта был свой момент славы, и приза за вклад в киноискусство он достоин.
На пресс-конференции в последний день "Ликов" выяснилось, что заявленный на закрытие шедевр Вонга Кар-вая «Любовное настроение», который идеально подошел бы для завершения фестиваля фильмов о любви, отозван дистрибьюторами. Причина по версии организаторов -- жадность дистрибьюторов, в последний момент поднявших цену за показ. Причина по версии дистрибьюторов -- жадность организаторов, в последний момент отказавшихся оплатить приезд Вонга Кар-вая в Москву. Режиссер, впрочем, в Москву все равно приедет, но уже на деньги российских прокатчиков. Во вторник он дает пресс-конференцию в информационном агентстве «АиФ».
Вместо «Любовного настроения» на закрытии показали американский фильм «Тень вампира», который представил сыгравший в нем Удо Кир. По словам организаторов, Кир был самым дисциплинированным и педантичным председателем жюри за всю историю фестиваля и, конечно же, заслужил свои два часа зрительского внимания. «Тень вампира» обречена на симпатию критиков и киноманов: в основе сюжета -- история создания классического фильма «Носферату: симфония ужасов» (1922) немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. Основная сюжетная посылка понятна с первых сцен: Мурнау (его играет Джон Малкович) приглашает на роль графа Орлока настоящего вампира, пообещав ему в качестве гонорара свободный доступ к горлу членов съемочной группы. Замечательный актер Уиллем Дефо, отпущенный режиссером на свободу, с удовольствием кривляется, морщит нос, обнажает кривые зубы в плотоядной ухмылке и пожирает живьем летучих мышей. Магнетический Удо Кир убедителен в роли продюсера. Но фильм в целом кажется пустоватым -- режиссер Элайас Меридж так и не смог определиться, что он снимает. В результате триллер получается без саспенса, комедия -- без гэгов, а авторский фильм о вампирической природе кино -- без глубины.
Награды VI Международного кинофестиваля «Лики любви» оказались предсказуемыми. По существу, у жюри не было выбора: рядом с энергичным и мастерским мексиканским фильмом «Сука любовь» (режиссер Алехандро Гонсалес Инарриту), уже увенчанным многочисленными наградами международных фестивалей, многие симпатичные, но скромные по бюджету и замыслу фильмы конкурсной программы просто потерялись. Итак, «Сука любовь» получила главный приз, корейский «Остров» -- спецприз за самую шокирующую историю любви. Датские актеры Нильс Олсен и Хинсет-Бабет Кнутсен названы лучшим романтическим дуэтом ("Один-единственный"), финская актриса Саана Хювяринен -- лучшей исполнительницей женской роли («Маленькое паломничество»), иранец Джалил Назари удостоился награды за лучшую мужскую роль («Джомех»). Чешский режиссер Войтех Ясный получил спецприз жюри за фильм «В какой стороне рай» и приз за вклад в киноискусство.
Алексей МЕДВЕДЕВ