Время новостей
     N°12, 25 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2001
Наука исполнения
Правительство подводит итоги за полугодие
На сегодняшнем заседании правительства будет рассмотрен доклад Минэкономразвития о выполнении плана действий кабинета в области социальной политики и модернизации экономики в августе--декабре 2000 г. В аппарате отчет уже получил оценку -- довольно критичную. Несмотря на то что содержательно действия кабинета признаны верными и полезными, исполнительская дисциплина, как выяснилось, оказалась настолько слабой, что это обстоятельство порой перечеркивала все усилия по существу дела. Как считают в аппарате Белого дома, подготовленные в недрах министерств и ведомств правовые акты очень часто отличаются «плохим качеством, отсутствием комплексного подхода, низким уровнем прогнозов, аналитической работы». Каждый третий из представленных в правительство законопроектов возвращается на доработку.

В результате кабинет недосчитался во втором полугодии 2000 г. половины законопроектов, предусмотренных «планом действий». Что означает только одно: неуспеваемость придется компенсировать в начале 2001-го, а текущий год и без того обещает быть очень напряженным. Прежде всего потому, что на первое полугодие «падают» структурные реформы, которые до сих пор не удалось провести. Кстати, во многом по субъективным причинам, в том числе из-за неумения правительства проявить политическую волю.

Реструктуризация естественных монополий хоть и была начата, но захлебнулась. Сначала не был согласован и отправлен на доработку (до 1 апреля) проект программы реструктуризации железных дорог. Правительству не удалось также справиться с реструктуризацией РАО «ЕЭС России». Здесь, правда, правительство потерпело большую неудачу, чем с МПС, -- вопрос фактически забрал себе президент и отдал в рабочую группу при Госсовете.

Неприятности сопутствовали либералам из правительства в 2000 г. и тогда, когда они попробовали реформировать систему предоставления социальных льгот и выплат. По сути, это было мечтание на тему «жить по средствам». Президент, узнав, что речь идет в том числе и о военнослужащих, пообещал «реформировать» самих правительственных либералов. Дело замяли, отправили в межведомственную комиссию -- в общем, решили до 2002 г. к этой проблеме не возвращаться.

Правительство рискует при выполнении и многих других своих обязательств (имеется в виду план действий), потому что все может обернуться серьезными политическими скандалами, которых нынешний президент очень не любит. Например, непросто сократить список «неотключаемых» потребителей электроэнергии и тепла, непросто составить полный перечень государственных активов и обязательств, чтобы потом начать управлять всем этим богатством по-новому. Или провести банковскую реформу. Те предложения, которые правительство сформулировало в виде законодательных актов или поправок в уже существующие законы в 2000 г., направлены в основном на ужесточение требований по отношению к банкам. Государство пока действует односторонне, как бы в свою пользу. А как только правительство решится пойти банкам навстречу, создать равную конкурентную среду, когда встанет вопрос о гарантиях вкладов, тогда кабинету Касьянова вновь придется думать не об исполнительской дисциплине, а о чистой политике, которая до добра, как известно, ни одного премьера еще не доводила.

Сегодня у правительства нет иных путей, кроме административных, чтобы из неуспевающих перейти в хорошисты. Аппаратчики советуют премьеру жестко наказывать министерства и ведомства, унифицировать формы этих взысканий. Однако г-ну Касьянову, очевидно, долго на этом не продержаться, так что скорее всего он будет стремиться ускорить реструктуризацию самого правительства

Вера КУЗНЕЦОВА