|
|
N°11, 24 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диснейленд рыночных реформ
Шанхай покупает немецкий чудо-поезд
Первая в мире суперскоростная магнитная дорога (предельная скорость поезда превышает 500 км/ч) появится в 2003 году в Китае. 30-километровая линия свяжет центр Шанхая с новым аэропортом в Пудуне. Состав, вмещающий 600 пассажиров, преодолеет это расстояние за 8 минут. Первые образцы поезда на магнитной подвеске были созданы в ФРГ еще в 60-е годы. С тех пор на совершенствование новинки ушли миллиарды марок, но заказчиков на это чудо инженерной мысли до сих пор не было. И вот вчера германский консорциум Transrapid подписал соответствующий контракт с китайским правительством.
Путь китайцы будут строить сами по немецкой технологии, а составы и системы управления движением за 1 млрд долл. поставят Siemens и ThyssenKrupp, получившие от властей ФРГ на шанхайский проект субсидию в 100 млн долларов.
Единственный в мире магнитный поезд станет очередным шагом китайских властей в превращении Шанхая в региональный финансовый и научно-технический центр. Вице-мэр Шанхая Чэнь Лянъюй заявил вчера, что немецкий поезд «проложит городу путь к лидерству в высоких технологиях в XXI веке». Не последнюю роль здесь сыграл человеческий фактор -- прошлым летом в ФРГ премьер Чжу Жунцзи покатался на магнитном поезде на испытательном кольце в Латене. Загоревшись идеей, он решительно отклонил совет минтранса не рисковать и построить в Шанхае традиционную «чугунку».
Сами немцы отказались от постройки магнитной линии Гамбург--Берлин из-за высокой цены -- 5 млрд марок. Против строительства яростно выступали и «зеленые» -- они опасались, что мощные магнитные поля нанесут вред природе. Хотя на многие километры вокруг Шанхая от природы не осталось и следа, не исключено, что со временем экологическое сознание сформируется и у китайцев, которые заинтересуются воздействием электромагнитов на их организмы. Кстати говоря, 71-летний Чжу Жунцзи жаловался после демонстрационной поездки на легкое головокружение.
Transrapid надеется, что успех шанхайского проекта откроет путь к созданию в восточном Китае сети магнитных дорог. Самым лакомым куском мог бы стать контракт на постройку линии Пекин--Шанхай стоимостью 20 млрд долларов. КНР хочет строить ее с применением своих технологий, но за такие деньги немцы вполне могут поделиться своими ноу-хау и сделать их китайскими.
Александр ТИМОФЕЕВ