|
|
N°11, 24 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба зовет
Из российских нефтепроводов воруют на всем их протяжении
То, что нефтепроводы в Чечне представляют собой сито, обеспечивающее жителей республики дармовой нефтью, ни для кого не секрет. Открытием нынешнего года стало известие о существовании «несанкционированных врезок» в нефтепроводы Самара--Новороссийск и Баку--Новороссийск на территории соседних с Чечней регионов. Самыми «опасными» для труб являются Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Волгоградская область, Ставропольский край. Самое же тяжелое положение сложилось в Адыгейской автономной области, где власти запросто выдают лицензии на право нефтепереработки чуть ли не любому желающему. «Конечно, это не Чечня, где у нас украли более 100 тысяч тонн нефти и где почти в каждом дворе стоял нефтеперегонный аппарат, -- говорит вице-президент «Транснефти" (монополиста магистральных нефтепроводов) Сергей Григорьев. -- Но и в других регионах есть воровство, которое приносит нам убытки».
Врезка в нефтепровод представляет собой маленькую трубу с краником, сваренную с магистральной трубой и хорошо замаскированную. Изготовление таких «обходных путей» -- своего рода талант. Ведь в трубе горючее топливо, которое может воспламениться от любой искры. Но спрос рождает предложение, и количество врезок только растет. В определенное время, чаще всего ночью, к кранику подъезжает автоцистерна, загружается нефтью и быстро отъезжает. Если процесс затянется, то воров вполне могут поймать. При несанкционированной откачке нефти в трубе падает давление, и о преступлении становится известно практически в момент его совершения. «К сожалению, даже пойманным преступникам удается избежать суровых наказаний, так как они оказываются единственными кормильцами в семье и имеют другие смягчающие вину обстоятельства», -- сетует г-н Григорьев.
Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), ведущий строительство нефтепровода Тенгиз (Казахстан)--Новороссийск, тоже страдает от нефтяных воров. По словам представителя КТК, пожелавшего сохранить инкогнито, еще в 1998 году, когда строительство только начиналось, из Чечни ночью приехало несколько джипов с хорошо вооруженными людьми, которые сняли несколько километров медного кабеля связи, проложенного вдоль старого нефтепровода в Калмыкии. Магистраль тогда оказалась фактически «беззащитной».
Существует несколько способов борьбы с нефтяными пиратами. «Транснефть», к примеру, увеличивает штат охраны и заключает договоры с республиканскими МВД о совместных действиях против воров. КТК пошел по более сложному пути. Помимо договоров с милицией компания установит вдоль всего трубопровода автоматическую охранную систему с видеокамерами. Окажутся ли выбранные методы борьбы успешными, в КТК узнают летом, когда по трубе пойдет первая нефть. Но в обеих компаниях считают, что затраты на охрану вполне оправданны.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ