|
|
N°10, 23 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прибыль вместо геополитики
МВФ не дает Турции быть сверхдержавой
Президент Азербайджана Гейдар Алиев отложил визит в Анкару, где он планировал побывать до конца января и подписать масштабное соглашение о поставках в Турцию газа с месторождения Шах-дениз. Его запасы оцениваются в 1 трлн кубометров, ранний газ должен был поступить на турецкий рынок в конце 2002 -- начале 2003 года. Ехать президенту оказалось не с чем: стороны так и не смогли договориться о главном -- объемах закупаемого Анкарой газа. Баку предлагает начать с 4--5 млрд кубометров в год при условии, что в перспективе эта цифра возрастет до 16 млрд кубометров. Такие объемы обговаривались с прежним президентом Турции Сулейманом Демирелем, главным союзником Азербайджана, приложившим на протяжении 90-х годов немало усилий для сближения двух стран и увеличения влияния Анкары во всем тюркоязычном мире. Проект Шах-дениз был призван связать Баку и Анкару еще более тесными узами. Однако с тех пор, как были заключены прежние договоренности, ситуация в регионе изменилась. Демирель ушел, а его преемник Ахмет Сезер гораздо меньше увлечен геополитикой и пантюркистскими идеями. К тому же в конце прошлого года Турцию потряс экономический кризис, преодолеть который удалось только при активном вмешательстве МВФ -- Фонд выделил Анкаре 10-миллиардный стабилизационный кредит. В результате новые турецкие власти готовы импортировать не более 2 млрд кубометров. А это не устраивает ни Баку, ни самое главное -- оператора проекта компанию British Petroleum Exploration Ltd. При тех объемах, на которые согласна сегодня Турция, весь проект оказывается нерентабельным.
Планы поставлять газ с недавно открытого месторождения Шах-дениз по старому газопроводу, по которому еще в советское время иранский газ транспортировался в республики Закавказья, появились после того, как в окончательный тупик зашли переговоры по строительству транскаспийской трубы из Туркмении в Турцию. Камнем преткновения стало нежелание Ашхабада «поделиться» будущим газопроводом и предоставить Баку половину его емкости. Туркмения настаивала на том, что Транскаспий планировался еще до того, как зашла речь о Шах-денизе, поэтому Азербайджан может получить небольшую квоту на правах транзитной страны, но никак не может претендовать на равный доступ к трубе. Баку согласия на это не дал, несмотря на довольно сильное давление Вашингтона -- в США считали крайне важным с геополитической точки зрения привязать Туркмению к западному рынку и отсечь туркменский газ от России. Усилия американских эмиссаров успехом не увенчались, и в итоге Транскаспийский проект тихо сошел на нет.
Сегодня под вопросом и перспективы Шах-дениза. В отличие от Демиреля, для которого политическая составляющая масштабных энергетических проектов была по крайней мере не менее важной, чем экономическая, нынешнее руководство Турции позволить себе роль региональной сверхдержавы не может. К тому же одним из условий предоставления Анкаре крупного кредита МВФ была быстрая либерализация внутреннего рынка, в том числе и энергетического. Государству приходится демонтировать торговые барьеры и сокращать степень своего вмешательства в экономику. В связи с этим представители государственной нефтяной компании Азербайджана допускают, что переговоры на государственном уровне вообще не понадобятся -- вопросы поставок газа станут прерогативой частных транснациональных компаний, которые будут руководствоваться не абстрактными геополитическими резонами, а вполне конкретными понятиями -- рентабельностью того или иного проекта.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку