Министерство имущественных отношений бьет рекорды. К десятилетнему юбилею, который отмечало в пятницу это ведомство при большом скоплении приватизаторов минувших лет, подоспел и рапорт о получении рекордных доходов в 2000 г. Вместо запланированных 38 млрд рублей Минимущество принесло в федеральный бюджет 50 млрд с небольшим.
Если бы перевыполнение плана бюджетных поступлений касалось лишь доходов от приватизации, все было бы понятно. Ведь одна только сделка по продаже 85-процентного пакета ОНАКО за 25 млрд руб. давала перевыполнение плана поступлений от продажи госимущества.
Однако в значительной мере рост доходов произошел по другим статьям -- гораздо больше денег, чем в предыдущие годы, государство получило от аренды федеральной недвижимости и в качестве дивидендов по госпакетам акций
(см. таблицу). Что такое случилось с арендаторами и управленцами на госпредприятиях, газете «Время новостей» рассказал первый заместитель министра государственного имущества Юрий Медведев.
«Инвентаризация арендных договоров и пересмотр методик их составления, -- говорит г-н Медведев, -- привели почти к двукратному росту арендных поступлений. Кроме того, мы изменили методику расчета льготной арендной платы для предприятий образования, науки, культуры. Теперь эти льготы учитываются через казначейство и считаются как бы дополнительным поступлением в бюджет».
Но подобная бюджетная арифметика по определению не применима к другой статье доходов -- дивидендам от деятельности акционерных обществ с госдолей. И рост собираемости в этой графе, утверждает замминистра, результат кропотливой работы с советами директоров. Еще были учет, контроль и приучение руководителей предприятий к получению средств путем дополнительных эмиссий акций.
«В России бытует мнение, что инвестиционный поток на предприятия должен приходить в виде какой-то помощи, -- говорит Юрий Медведев, -- а я уверен, что пополнение оборотных средств должно идти через допэмиссии. Конечно, мы, как представители государства, сами этот процесс ограничиваем: если у государства крупный пакет акций, оно способно запретить допэмиссию, чтобы не допустить размывания своего пакета. Но даже если допэмиссия в принципе нужна, мы не можем на нее согласиться, потому что у государства нет средств на выкуп акций. Выход, с моей точки зрения, -- в поиске баланса. Мы должны определить, в каких предприятиях нам нужно сохранить 75% акций (если не хотим допускать блокировки своих решений), в каких -- 50% плюс одна акция, а в каких -- 25%. А все промежуточные пакеты уменьшать или увеличивать до этих цифр».
Правда, упомянутой заместителем министра необходимости разделить предприятия по нескольким группам, а также определить список нужных и не очень нужных, предназначенных к продаже производств, почти столько же лет, сколько и самому Минимуществу. В очередной раз задание составить список глава министерства Фарит Газизуллин получил осенью. На заседании правительства 26 октября, когда кабинет обсуждал содержание новой редакции закона «О приватизации» и новые способы повышения управляемости госсобственностью, министру поручили к 1 марта такие списки предоставить.
В списках этих в качестве претендентов на первоочередную продажу уже в этом году, как рассказывает Юрий Медведев, будут фигурировать три крупные угольные компании: «Востсибуголь» (41% акций выставляется на спецаукцион, подведение итогов которого состоится 14 февраля) и «Кузбассуголь» и «Кузнецкуголь» (по 80-процентному пакету от каждой). Эти три сделки пройдут безусловно, поскольку в данном случае государство связано обязательствами перед Всемирным банком по угольному займу.
Но под вопросом оказывается план продажи более крупных предприятий -- например, пакет акций «Славнефти». Потому что принятая в декабре прошлого года Госдумой поправка к статье 100 закона о бюджете предусматривает запрет на приватизацию предприятий с активами более 5 млн МРОТ вплоть до момента принятия закона, регламентирующего приватизацию. А новая редакция закона «О приватизации», работу над которой чиновники Минимущества начали еще в начале 2000 г., будет внесена в Госдуму только 15 февраля. Далее все зависит от степени дружелюбия, которое депутаты будут выказывать по отношению к проекту.
Впрочем, депутатские настроения не слишком смущают Юрия Медведева. Он уверен, что продажа трех угольных компаний и 6,13-процентного пакета ЛУКОЙЛа
(подробности плана продажи этого пакета см. в газете «Время новостей» от 18 января 2001 г.) позволит его министерству выполнить 18-миллиардный план бюджетных поступлений от приватизации в 2001 году. А все остальное, судя по всему, будет продаваться уже в зачет новых рекордов.
Динамика поступлений в госбюджет от управления федеральным имуществом (в млн рублей)
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
При плане |
% выполнения к плану |
Поступления в бюджет от продажи имущества и акций АО |
1100 |
18100 |
15442 |
8547,4 |
31367,6 |
21000 |
149,4 |
Поступления в бюджет от аренды федерального имущества |
223 |
305 |
1671,6 |
2191,4 |
3427,2 |
2662,9 |
128,7 |
Поступления в бюджет дивидендов ОАО с долей государства |
118,9 |
270,7 |
574,6 |
848,1 |
5575,1 |
5061,6 |
110,1 |
Доходы РФ от деятельности СП «Вьетсовпетро» |
|
|
|
|
9787,3 |
9253,9 |
105,8 |